Главная >  Документация 

 

В течение 2007 года специалистами службы проведены 22 экспертизы материалов по расчету тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2008 год, представленных на рассмотрение  предприятиями, осуществл. В области насчитывается 3486 котельных, в том числе 1057 котельных предприятий жилищно-коммунального комплекса. Суммарная мощность котельных составляет 14,4 тысячи Гкал/час. В общем числе отопительных котельных преобладают мелкие мощностью до 3 Гкал/час, на их долю приходится 78 процентов от общего числа котельных и 15 процентов от всего объема производимой энергии.

 

Все большее число источников теплоснабжения в Ростовской области переходит на работу на газообразном топливе. Из общего числа котельных 43,9 процента работает на твердом топливе, 45,9 процента производит тепловую энергию на газе, 1,9 процента — на жидком топливе.

 

По сравнению с 1999 годом оснащенность жилищного фонда системами централизованного отопления увеличилась с 52 до 63 процентов. Протяженность тепловых сетей по жилищно-коммунальному комплексу области составляет 1412 километров в двухтрубном исчислении.

 

В основном они имеют теплоизоляцию невысокого качества (как правило, минеральную вату), теплопотери через которую составляют около 15-20 процентов. Около 24 процентов тепловых сетей уже выработали свой ресурс. Темпы их перекладки вдвое отстают от требуемых. Высокий износ тепловых сетей влечет за собой потери теплоносителя. Потери тепла, связанные с утечками, оцениваются в 10-15 процентов.

 

В целом на теплоснабжение жилищного фонда, присоединенного к муниципальным котельным, и объектов социальной сферы расходуется 35 тысяч тонн твердого топлива, 1510 миллионов нормальных кубических метров природного газа и 15 тысяч тонн топочного мазута.

 

Несмотря на увеличение уровня платежей населения за тепловую энергию, техническое состояние котельного оборудования и тепловых сетей неудовлетворительное. Практически всем теплоэнергетическим предприятиям свойствены следующие проблемы:

 

существенный износ всего котельного оборудования (более 80 процентов), низкий КПД котлов от 50 до 55 процентов; преобладание встроенных (подвальных) котельных малой производительности, предназначенных для теплоснабжения одного здания; некачественный температурный график отпуска тепла для отопительных систем с недоотпуском тепла в наиболее холодные периоды года и перегревом помещений в переходные периоды года; предельный износ тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, завышенные, как минимум, вдвое потери тепла и воды в тепловых сетях; отсутствие средств автоматизации, учета тепла и воды на абонентских вводах; завышенный на 30-50 процентов расход сетевой воды, сверхнормативное потребление бытовой горячей воды, температура и качество которой не соответствуют гигиеническим нормам; подпитка котлов и тепловых сетей в нарушение действующих норм производится неподготовленной водопроводной водой повышенной жесткости, что приводит к значительным отложениям накипи, в первую очередь, на поверхностях нагрева котлов, их перегреву и, как следствие, к снижению коэффициента полезного действия и преждевременному выходу из строя котельного оборудования. В большинстве котельных жилищно-коммунального комплекса в качестве топлива используется уголь. В связи с резким сокращением добычи твердого топлива возникли трудности со снабжением топливом котельных. В несколько раз увеличилось плечо перевозки топлива, что наряду с неэффективным котельным оборудованием вызывает дополнительную финансовую нагрузку на местные бюджеты. При этом возникает необходимость увеличения платежей населения за потребляемую тепловую энергию.

 

Теплоснабжение — самый энергоемкий, но и самый энергорасточительный сегмент национальной экономики — сегодня находится в критическом состоянии на всех этапах: от производства до потребления тепла.

 

Доля тепла в ежемесячной оплате населением услуг ЖКХ в отопительный период достигает 60-70 процентов. Это главный компонент коммунальных платежей. Однако жители практически не могут контролировать реальное потребление тепла в отдельной квартире из-за конструктивных особенностей систем подачи тепла в дома и отсутствия приборов контроля и учета в подавляющей части жилищного фонда страны. Население оплачивает отопление и горячую воду, как правило, не прямо за 1 Гкал подведенного тепла, а по нормам расхода, которые устанавливаются местными органами власти в каждом муниципальном образовании.

 

В структуре себестоимости тепловой энергии наибольший удельный вес занимают соответственно:

 

топливо (от 20 до 41 процента); электроэнергия (от 11 до 34 процентов); вода (от 10 до 20 процентов); ремонт и техническое обслуживание (от 16 до 25 процентов). В большинстве случаев формирование тарифов на тепло носит затратный характер, в связи с чем муниципальные образования, находящиеся в одной климатической зоне, имеют разные тарифы. Действующий в отрасли хозяйственный механизм не стимулирует снижения затрат. Тарифы формируются по фактической себестоимости. При этом все непроизводительные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потерями воды и тепла при их транспортировке, перекладываются на потребителя. В итоге имеет место завышение как тарифов, так и объемов реализации услуг.

 

Как правило, в котельных имеется избыток установленной мощности. Сетевые насосы для прокачки теплоносителя имеют в 2-4 раза большую производительность по сравнению с действительной потребностью. В связи с этим резко увеличивается потребление электроэнергии. На таких котельных необходимо выполнять замену действующих сетевых насосов на менее мощные согласно гидравлическому расчету тепловых сетей.

 

В большинстве муниципальных образований области отсутствуют и не разрабатывались ТЭО на теплоснабжение, в связи с чем невозможно оценить необходимые инвестиции в предприятия малой теплоэнергетики. До 2003 года размер ежегодных бюджетных ассигнований на реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной энергетики не превышал 5 миллионов рублей. За эти средства реконструировались 2-3 котельные в год. Начиная с 2003 года растет объем инвестиций на реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной теплоэнергетики. В 2003 году он уже составил 56 миллионов рублей.

 

За счет данных средств реконструировано 17 котельных в городах и районах области, в том числе: в Зерноградском районе — 5 котельных, в Константиновском районе — 7 котельных, в городе Миллерово — 3 котельные, в городе Шахты — 1 котельная, в Семикаракорском районе — 1 котельная.

 

Кроме этого, осуществлено строительство двух новых котельных в городе Каменск-Шахтинском и одной котельной в поселке Молодежном города Зверево. Для котельных города Гуково и Заветинского района решен вопрос изготовления 18 водогрейных котлов, работающих на низкосортном угле, что позволит в 4 раза снизить затраты на топливо и в конечном счете — себестоимость производства тепловой энергии.

 

Ожидаемый экономический эффект от выполненных мероприятий составит 14 миллионов рублей в год.

 

В 2004 году на модернизацию и реконструкцию объектов коммунальной теплоэнергетики было выделено 15 миллионов рублей. За счет выделенных средств областного бюджета выполнены работы по реконструкции 12 котельных в Белой Калитве и Новошахтинске, Миллеровском и Аксайском районах. В текущем году на модернизацию и реконструкцию объектов коммунальной теплоэнергетики предусмотрено 120 миллионов рублей. За счет данных средств работы планируется провести в 10 муниципальных образованиях.

 

Актуальной остается проблема снижения потерь на стадии подачи и при распределении ее потребителю. В настоящее время удельный вес потерянной тепловой энергии от общего объема произведенной тепловой энергии за год составляет до 30 процентов. Износ тепловых сетей составляет до 60 процентов. Существенные потери происходят и при эксплуатации энергетического оборудования.

 

Мелкие котельные (мощностью менее 5 Гкал/ч) крайне неэкономичны по использованию топлива. Многие из них работают на твердом топливе, что требует больших затрат. Они характеризуются устаревшими конструкциями, отсутствием автоматического регулирования и средств контроля. С целью устранения непроизводительных потерь в тепловых сетях с 1997 года ежегодно перекладывается порядка 100 километров таких сетей.

 

Теплоизоляционные покрытия из пенополиуретана относятся к современным энергосберегающим технологиям. Применение данного высокоэффективного материала для теплоизоляции трубопроводов тепловых сетей позволяет на 20-35 процентов снизить тепловые потери по сравнению с трубопроводами в традиционной изоляции, увеличить срок службы изоляции до 25-30 лет и снизить трудоемкость при выполнении изоляционных работ.

 

Для обеспечения экономичной и устойчивой работы муниципального теплового хозяйства производится замена морально и физически устаревших типов котлов, таких как НР-18, «Универсал», «Факел» и другие с КПД 50-60 процентов, на котлы более экономичные — КСВа Борисоглебского котельно-механического завода, КССУ и другие.

 

Внедрение данных котлов, обладающих высоким КПД (90 процентов и выше), обеспечивает за отопительный сезон экономический эффект от работы одного котла 290-380 тысяч рублей. Он слагается из эффективного использования топлива и средств на проведение технического обслуживания и ремонт котла.

 

Срок окупаемости затрат на приобретение и монтаж указанных котлов не превышает 2-3 лет. Годовой экономический эффект составляет 8,5 миллиона рублей, при затратах 17,1 миллиона рублей. Общая потребность в замене котлов устаревшей модификации составляет порядка 345 котлов. До 2010 года планируется произвести замену 147 котлов старой модификации. Не менее важным направлением в сбережении энергоресурсов является перевод муниципального жилищного фонда, объектов социально-культурного и бытового назначения на автономное теплоснабжение.

 

Анализ проведенных обследований технического состояния котельного оборудования и тепловых сетей показал, что установленная мощность на многих котельных в несколько раз превышает подключенную нагрузку, что приводит к нерациональному использованию котельного оборудования и увеличению расхода топлива на 30-35 процентов и, следовательно, к большим затратам на выработку тепловой энергии.

 

Тепловые сети в сельской местности (с учетом низкой плотности ее застройки) имеют большую протяженность и несут значительные тепловые потери (от 40 процентов и выше) из-за плохой изоляции (или ее отсутствия). Кроме того, с учетом дефицита средств на выполнение ремонта, у тепловых сетей высокий процент износа, а некоторые требуют замены. В этих условиях целесообразен перевод объектов жилищного фонда и социальной сферы на автономное теплоснабжение.

 

Например, за последние два года на объектах жилищного фонда в Ростове-на-Дону было пущено в эксплуатацию 4 модульных котельных, реконструировано 15 котельных. Экономия топлива в год — 1,5 тысячи тонн, годовой экономический эффект — 1 миллион рублей. В Донецке, Таганроге, Сальске за счет изменения схемы теплоснабжения жилищного фонда ликвидировано 6 маломощных котельных с устаревшим оборудованием, годовой экономический эффект составил 644 тысячи рублей.

 

За 1997-2003 годы в сельских районах области осуществлено строительство 13 автономных котельных. Общие затраты на строительство составили 39 миллионов рублей. Как показали расчеты, проведенные после одного года эксплуатации, себестоимость выработки 1 Гкал тепловой энергии от автономной котельной в результате снижена в 2-3 раза. Экономический эффект от строительства автономных котельных составил 13 миллионов рублей в год.

 

Применение современных высокоэффективных котлов потребовало более внимательного отношения к вопросам химводоподготовки воды, циркулирующей в системах отопления. Известно, что все водогрейные котлы и системы теплоснабжения питаются водой, которая, как правило, содержит растворенные соли кальция и магния, определяющие ее жесткость.

 

При питании котлов и систем теплоснабжения «жесткой водой» проточная часть труб довольно быстро (иногда в течение нескольких дней) покрывается плотной коркой накипи. Накипь, даже при малой ее толщине, резко снижает передачу тепла и ведет к увеличению расхода топлива (от 25 до 50 процентов).

 

С целью предотвращения образования накипи на внутренних поверхностях трубопроводов в котлах и тепловых сетях в системе теплового хозяйства области применяются установки стабилизационной обработки подпиточной воды путем ввода в нее комплексонатов.

 

Такие установки нашли практическое применение в системах теплоснабжения в городах Ростове-на-Дону (более чем на 20 котельных), Таганроге, Волгодонске, Каменском, Егорлыкском районах. Годовой экономический эффект от внедрения данных установок составляет 1,7 миллиона рублей. Срок окупаемости затрат при внедрении установок составляет до 1-1,5 лет. Указанная технология обработки воды признана лучшей в системе ЖКХ России, отмечена дипломом и медалью Госстроя России.

 

В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается значительными потерями ресурсов, как потребляемых самими коммунальными предприятиями, так и предоставляемых потребителям воды, тепловой и электрической энергии. Фактическое удельное потребление воды в расчете на 1 жителя области превышает нормативное в 1,5-2 раза, а удельное теплопотребление — в 2-3 раза.

 

В последнее десятилетие проводится массовое внедрение приборов учета воды и тепла, разрабатываются нормативные документы по учету. К числу первоочередных задач относится оснащение жилищного фонда узлами учета тепловой энергии и воды. Реализацию программы оснащения жилищного фонда узлами учета энергоресурсов и воды целесообразно осуществлять путем создания в ряде городов области демонстрационных энергоэффективных зон.

 

В настоящее время в Ростове-на-Дону действует зона энергоэффективности в микрорайоне Темерник. В 31 жилом доме смонтированы узлы учета тепловой энергии с выводом данных потребления тепловой энергии на диспетчерский пункт. По результатам отопительного периода получено снижение расходов на оплату тепловой энергии в размере 4,7 миллиона рублей, или на 15 процентов от расчетной величины.

 

В рамках областной программы внедрения приборного учета топливно-энергетических ресурсов и воды за последние три года в учреждениях социальной сферы области установлено 893 узла учета тепловой энергии, 355 водомерных узлов, 30 газовых счетчиков и 65 электрических счетчиков. В результате выполненный анализ данных договорных и фактических нагрузок теплопотребления учреждениями социальной сферы показал, что экономия средств по оплате потребленной тепловой энергии составила 20-40 процентов в месяц. Практика показывает, что в среднем период окупаемости приборов учета потребления топливно-энергетических ресурсов и воды составляет 2-4 года.

 

Основной вывод, который может и должен быть сделан из анализа состояния и прогноза теплоснабжения, состоит в том, что необходимы целостная государственная концепция и программа, а также законодательные акты, которые должны определить и утвердить основные направления действий и нормативно-правовую базу развития теплоснабжения.

 

 

Для реализации этой задачи проводилась следующая работа.

 

В целях обеспечения разработки параметров областного и консолидированного бюджетов области был подготовлен прогноз по тарифам на тепловую энергию по организациям коммунального комплекса и средневзвешенных тарифов по муниципальным образованиям, учитываемых при формировании областного бюджета на 2008-2010 гг.

 

В течение 2007 года специалистами Службы проведены 22 экспертизы материалов по расчету тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2008 год, представленных на рассмотрение  предприятиями, осуществляющими регулируемую деятельность. В процессе государственного регулирования тарифов для энергоснабжающих организаций  обеспечивалась  защита экономических интересов потребителей от необоснованного повышения тарифов посредством проведения анализа обоснованности затрат, включенных регулируемыми организациями при планировании необходимой валовой выручки.

 

 Всего по результатам рассмотрения представленных материалов расчетная экономия средств потребителей энергоресурсов в расчете на год составила 4 150,12 млн. руб., в том числе:

 

- по теплоснабжающим организациям                   – 1724,12 млн.руб.;

 

- по электроснабжающим организациям                – 2426,0 млн. руб.

 

Наиболее значительно при проведении экспертиз снижены прогнозные объёмы необходимой валовой выручки следующим организациям:

 

- ОАО «Ростовэнерго»                                             -2 031 069,0 тыс.руб.;

 

- филиал ОАО «Донэнерго»- «Тепловые сети»     - 481,127,7 тыс.руб.;

 

- МУП «Теплокоммунэнерго»                                 - 548 428,7 тыс.руб.;

 

- ОАО ЮГК «ТГК-8»                                                          - 641 853,6 тыс.руб.

 

Основными причинами снижения необходимой валовой выручки энергоснабжающим организациям явились:

 

- необоснованность объёмов инвестиций;

 

-завышение нормативной численности работников;

 

-необоснованное применение при расчетах минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда;

 

-завышение цен на материальные ресурсы, в т.ч. для ремонтных работ;

 

-необоснованное завышение включенных в тариф общехозяйственных расходов.

 

В рамках подготовки к тарифному регулированию на 2008 год было принято участие в подготовке решений Коллегии Администрации Ростовской области от 26.03.07 № 14 О внесении изменений в порядок формирования инвестиционной программы Ростовской области и от 26.03.07 № 16 Об утверждении регламента формирования инвестиционных программ развития коммунальной инфраструктуры по городским округам и муниципальным районам Ростовской области .

 

Основным направлением регулирования тарифов на тепловую энергию является работа по рассмотрению документов, представленных предприятиями  для установления тарифов на тепловую энергию, открытие дел по установлению  тарифов, проведение экспертизы экономической обоснованности затрат заявленных предприятиями для включения в тарифы и проведение соответствующих расчётов по установлению  тарифов на тепловую энергию.

 

Службой установлены на 2007 год тарифы на тепловую энергию для 4 впервые обратившихся энергоснабжающих организаций. Основная работа была связана с установлением тарифов на тепловую энергию на 2008 год. В результате этой работы установлены тарифы для 127 энергоснабжающих организаций. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством была проведена работа по установлению тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями,  осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на территории Ростовской области в рамках установленных ФСТ предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию. На 2008 год установлены тарифы для 4 энергоснабжающих организаций в 6 городах Ростовской области.  Кроме тарифов, на тепловую энергию в соответствии с действующим законодательством была проведена работа по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям энергоснабжающих организаций, были установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для 3 энергоснабжающих организаций.   

 

Все вышеуказанные тарифы являются экономически обоснованными. Затраты  включённые в тарифы прошли в Службе тщательную экономическую, технологическую и  правовую экспертизу. При этом заявленные предприятиями затраты для включения их в тарифы на 2008 год были, как правило, значительно выше принятых Службой.    

 

С учётом экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, установленных для энергоснабжающих организаций, установлены  средневзвешенные тарифы на тепловую энергию для 50 муниципальных образований Ростовской области (имеющих жилищный фонд, оборудованный централизованным отоплением и горячим водоснабжением) учитываемых при формировании параметров бюджета на 2008 год.

 

Средний рост тарифов на тепловую энергию, за исключением комбинированной выработки, не превысил определенные федеральными органами параметры и составил 117,6% (что на 2,1% ниже установленного предельного уровня, установленного для Ростовской области ФСТ). При этом уровень тарифов позволяет обеспечить теплоснабжающие предприятия средствами  на оплату топлива, проведение ремонтных работ и оплату труда работников.

 

Тарифными решениями по регулированию тепловой энергии предусмотрена инвестиционная составляющая по предприятиям на общую сумму 285,3 млн. рублей (в том числе 93 млн. рублей из прибыли). При этом принималось во внимание, то обстоятельство, что реализация инвестиционных программ приводит к росту тарифов, в связи с чем, особое внимание уделялось эффективности представленных предприятиями инвестиционных программ.  В тариф включалась инвестиционная составляющая, предусматривающая мероприятия позволяющие привести, к замедлению темпов роста тарифов в долгосрочной перспективе.

 

В качестве положительных примеров можно привести ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго» г. Таганрог, филиал ГУП РО «Донэнерго» Сальский район ТС, где реализация инвестиционных программ сопряжена с уменьшением расходов в последующих периодах.

 

К сожалению, необходимо признать, что наряду с положительными примерами в организационной работе в теплоэнергетической отрасли, есть также примеры неэффективной работы предприятий и органов местного самоуправления по подготовке и утверждению инвестиционных программ.

 

Необходимо отметить, что наряду с объективными факторами роста тарифов в 2008 году, к сожалению, в некоторых муниципальных образованиях имели место и субъективные факторы, повлекшие такой рост. Так проявляется тенденция снижения полезного отпуска тепла предприятиями в связи с выборочным отказом населения от централизованного отопления и переходом на автономное отопление газом. Это обусловлено низким качеством предоставляемых услуг и нескоординированность работы теплоснабжающих организаций и органов местного самоуправления. Как результат в данной ситуации рост тарифов на тепло для оставшихся потребителей выше прогнозного. В качестве примера можно привести такие муниципальные образования как Шахты, Усть-Донецкий район.

 

Проведены семинары-совещания с представителями энергоснабжающих организаций по вопросам расчета тарифов на тепловую энергию и тарифам на передачу тепловой энергии энергоснабжающими организациями области на 2008 год. Проведено совещание с предприятиями ЖКХ, имеющих неудовлетворительные показатели финансовой деятельности по итогам 2006 г. и первого квартала 2007 г.

 

В рамках полномочий специалистами Службы  систематически оказывалась консультативная помощь регулируемым организациям, органам местного самоуправления по вопросам расчета и применения цен, тарифов, по действующей нормативно-правовой базе в области государственного регулирования.

 

 

Указанная конструкция тепловых сетей имеет массу недостатков, к основному из которых следует отнести залитие каналов поверхностными и другими водами из сопутствующих водонесущих коммуникаций, что прив. На развитие децентрализованного производства энергии, однако, могут оказывать влияние серьезные препятствия. эти препятствия могут быть политическими и законодательными. в японии трудности заключаются. В связи с началом зачистки зоны затопления от леса строящейся бурейской гэс, необходимостью комплексного решения проблемы защиты окружающей среды, утилизации и эффективного использования неделовой дре. Датская энергетика структура энергообеспечения дании. Понятие экологизации технологий производства состоит в проведении мероприятий направленных на предотвращение отрицательного воздействия производственных процессов на природную и окружающую человека ср.

 

Главная >  Документация 


0.002