Главная >  Документация 

 

1. кто есть кто ммпкх и му «служба единого заказчика» — это муниципальные структуры, находящиеся в подчинении у администрации города, а грэс №3 им. р.э. классона — это филиал оао «мосэнерго», входящег. Журнал «Новости теплоснабжения» № 4 (92), www.ntsn.ru

 

К 2010 году резко возрастет потребление газа во всех европейских странах, также в Турции и Китае. Естественно, будут увеличиваться поставки газа из России в страны Европы и Азии. Это в условиях рыночной экономики неизбежно должно вести к росту цен на топливо, а значит, и росту тарифов на теплоснабжение внутри страны. В этой связи одним из направлений государственной политики должно быть принятие мер, направленных на снижение этих последствий для населения страны.

 

Развитие топливно-энергетического комплекса в первой четверти XXI века будет определяться масштабами реализации энергосберегающих технологий как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики.

 

В России энергосбережение развито весьма слабо и часто энергосберегающие технологии используются не эффективно.

 

Подавляющее большинство систем теплоснабжения работает с большим перерасходом топлива и электроэнергии. В целом удельное потребление энергоресурсов на одного человека в России превышает среднеевропейские показатели (по теплу в 2-3 раза и по воде в 1,5-2 раза).

 

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является крупнейшим потребителем топлива и электрической энергии (более 30% от всей потребленной энергии в России), поэтому в этом секторе есть громадные резервы для экономии.

 

Для роста энергоэффективности и решения ряда других проблем в коммунальном секторе была проведена реформа ЖКХ. Данная реформа не только предполагает 100% оплату населением коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение (ГВС), но и качественное их предоставление. Например, температура воздуха внутри отапливаемых помещений должна быть 18-20 С, температура воды на нужды ГВС 60 С.

 

Подавляющее большинство теплоснабжающих организаций не может предоставить качественные услуги, при этом температура воздуха внутри отапливаемых помещений, колеблется от 16 до 25 С, а температура горячей воды от 40 до 100 С, в зависимости от схемы ГВС.

 

Основные проблемы теплоснабжения

 

Можно выделить следующие основные проблемы в области теплоснабжения:

 

Возраст большинства источников тепла (ТЭЦ и котельные) больше 30 лет или приближаются к этому рубежу. Например, г. Северодвинск c самой современной промышленностью снабжается теплом от двух ТЭЦ с почтенным возрастом: одной – 30 лет, а второй – 70 лет. Тепловые сети ветхие, более 70% от всех сетей, находящихся в эксплуатации, подлежат замене. Но даже очень скромный план капитального ремонта не выполняется, коммуникации стареют из года в год. Потери тепла в тепловых сетях достигают 30%, т.к. из-за периодического или постоянного затопления сетей тепловая изоляция нарушена и пришла в негодность. Потери тепла через «дырявые» окна составляет до 70% от общих тепловых потерь зданий. В подавляющем большинстве индивидуальных и центральных тепловых пунктов отсутствует автоматика на отопление и ГВС. К сожалению, централизация теплоснабжения, особенно в крупных городах, достигла такого уровня, что режимами трудно или практически невозможно управлять. Подавляющее большинство систем теплоснабжения разрегулировано и обеспечение потребителей теплом и горячей водой сопряжено с большими перерасходами топлива и электроэнергии. Сокращение персонала на предприятиях (как инженерного, так и рабочего) привело к тому, что системы теплоснабжения не эксплуатируются, а только поддерживается их жизнедеятельность, другими словами «латаются дыры». В малых городах, наряду с указанными проблемами, очень остро ощущается недостаток квалифицированного персонала, как на руководящих должностях среднего звена, так и рабочего персонала.

 

О разработке программы энергосбережения в области теплоснабжения

 

Все выше перечисленные проблемы в теплоснабжении усугубляются ведомственной разобщенностью и корпоративными интересами, которые идут в разрез с интересами населения городов страны.

 

По самым скромным подсчетам только за счет разрегулировки систем теплоснабжения (а это мы считаем ключевым вопросом) в России перерасход тепла и электроэнергии за один отопительный сезон достигает гигантских размеров и в денежном выражении составляет не менее 60 млрд руб., т.е. порядка 8% от всех расходов на теплоснабжение. За счет экономии, полученной за один отопительный сезон от оптимизации режимов систем теплоснабжения по всей стране, можно практически полностью отопить потребителей Московской области. Но, к сожалению, на вопросы оптимизации режимов у теплоснабжающих организаций как раньше средств не было, так и нет теперь. Все имеющиеся средства направляются на оплату долгов, топлива, электроэнергии, а остаток на крайне необходимые ремонтные работы.

 

Исходя из проблем, которые присутствуют в теплоснабжении, должна быть принята государственная программа энергосбережения с государственной финансовой поддержкой. Целесообразно на решение вопросов, связанных с энергосбережением и оптимизацией режимов систем теплоснабжения, выдавать льготные кредиты с тем, чтобы в короткие сроки повысить надежность и экономичность работы систем централизованного теплоснабжения. Это достаточно выгодно потому, что окупаемость технологии оптимизации режимов работы системы теплоснабжения по оценкам ООО «ОргКоммунЭнерго» в разных городах России составляет 3 (максимум 4) мес. отопительного сезона. Конечной целью государственной программы энергосбережения должно явиться снижение себестоимости и смягчение для населения бремени оплаты коммунальных услуг.

 

На период реализации программы энергосбережения считаем необходимым «заморозить» тарифы или повысить их только для покрытия инфляции. Средства, которые можно будет получить от повышения экономичности систем теплоснабжения, должны направляться на реконструкцию и автоматизацию системы теплоснабжения. По мере повышения экономичности систем теплоснабжения тарифы непременно должны снижаться.

 

Нами выполнена оптимизация и наладка систем теплоснабжения гг. Петрозаводск, Псков, Инта, Сыктывкар и др. (всего более 80 крупных и не очень крупных городов, в которых нами достигнуты устойчивые гидравлический и тепловой режимы).

 

В Ярославской области нами проводились работы по оптимизации и наладке систем теплоснабжения г. Рыбинска от всех городских котельных.

 

Экономия топлива (энергетических ресурсов) за счет проведения работ по оптимизации режимов систем теплоснабжения в среднем составила:

 

- тепла в пределах 8-13% от отпущенного за отопительный сезон;

 

- электроэнергии в пределах 50%. В ряде систем теплоснабжения таких, как г. Электроугли Московской области и г. Питкяранта Республики Карелия, экономия электроэнергии была выше и составила около 100% от израсходованной на теплоснабжении за отопительный сезон.

 

Как правило, в существующих системах централизованного теплоснабжения имеют место следующие недостатки:

 

- Источники тепла загружены нерационально: одни перегружены и работают с большим дефицитом тепла, другие недогружены и имеют значительный резерв тепловой мощности.

 

- Тепловые сети разрегулированы. При этом располагаемые напоры у потребителей, близко расположенных к источнику тепла, избыточные, а у далеко расположенных от источников тепла – крайне недостаточные. Поэтому, у первых происходит большой перерасход топлива, у вторых – значительный недогрев и жалобы на неудовлетворительное качество теплоснабжения. Часто для оживления циркуляции через отопительные системы сетевая воды сливается в канализацию. Системы теплоснабжения работают при повышенных расходах сетевой воды, циркулирующей в тепловой сети, значительно превышающие проектные.

 

- Имеют место повышенные тепловые потери в тепловых сетях, особенно, во внутриквартальных, из-за нарушения тепловой изоляции в связи с периодическим их затоплением паводковыми, ливневыми и канализационными водами.

 

- Отсутствует автоматизация  тепловых сетей, в т.ч.: регуляторы температуры как на отопительные системы, так и на системы горячего водостабжения. Практически отсутствует учет тепла.

 

О работах, проведенных ООО «ОргКоммунЭнерго»

 

В процессе проведения работ по оптимизации режимов, во всех городах удается сблизить интересы организаций, занимающихся выработкой, передачей и распределением тепловой энергии для более качественного и кондиционного снабжения теплом и горячей водой населения.

 

ООО «ОргКоммунЭнерго» проведены работы по оптимизации режимов сложнейшей многокольцевой системы теплоснабжения г. Твери, где семь источников тепла работают на одну сеть. Схема ГВС в г. Твери смешанная (открытая и закрытая), нами разработаны стратегические направления в кардинальном улучшении теплоснабжения города. Завершена разработка оптимальных режимов и уже выполнена регулировка сети от одного источника тепла (Южной котельной). Учитывая достигнутые хорошие результаты, Администрацией г. Твери принимается решение о продолжении работ по регулированию системы теплоснабжения от остальных источников тепла (см. «Новости теплоснабжения» №8, 2005 г. или на сайте: www.okenergo.ru).

 

Проведены энергетические обследования в системах теплоснабжения гг. Иваново, Йошкар-Ола, Северодвинск и др.

 

В ходе энергетических обследований этих городов было выяснено следующее:

 

- Системы теплоснабжения указанных городов разрегулированы и работают по сниженному против проектного температурному графику отпуска тепла и при повышенных расходах сетевой воды.

 

- В г. Йошкар-Ола работают две ТЭЦ, хотя подключенную тепловую нагрузку может обеспечить одна современная ТЭЦ (ТЭЦ-2), но при условии оптимизации гидравлического режима тепловых сетей. При этом на ТЭЦ-1 предложено оставить в работе только группу сетевых насосов в режиме насосной подкачивания, а неэкономично работающее оборудование ТЭЦ-1 должно быть выведено из работы.

 

- В г. Северодвинске подлежит расширению угольная ТЭЦ, хотя возраст ее преклонный (более 30 лет), а ТЭЦ, работающая на мазуте, из-за дороговизны мазута должна сократить выработку тепла. В связи с этим необходимо проведение работ по разработке оптимальных как зимнего, так и летнего режимов работы тепловых сетей с перераспределением подключенных нагрузок.

 

За многие годы работы наша организация разработала поэтапную программу повышения экономичности систем централизованного теплоснабжения городов. В этом ключе мы и проводим работы.

 

1 этап – экспресс-энергетическое обследование: обследование фактического состояния оборудования и режимов всех звеньев систем теплоснабжения (источника тепла, тепловых сетей, тепловых пунктов и отопительных систем) для определения уровня эффективности системы теплоснабжения. В результате  разрабатывается концепция или стратегия развития теплоснабжения города.

 

По результатам экспресс-обследования определяются приоритеты, т.е. очередность вложения средств для получения максимальной экономии. Это энергоаудит только в минимально необходимом виде и с минимальными затратами.

 

2 этап – оптимизация режима: проводится более углубленное обследование всех звеньев источника тепла. Уточняется схема сети и тепловые нагрузки. Составляется схема сети в электронном виде. Проводится разработка оптимального режима с рациональной загрузкой источников тепла или выводом из работы не рентабельных и последующим непременным внедрением разработанных режимов.

 

Кроме этого, разрабатываются необходимые мероприятия, выполнение которых позволяет повысить эффективность работы системы теплоснабжения в дальнейшем.

 

По завершению второго этапа Заказчик фактически получает «инструмент», с помощью которого он длительные годы надежно и экономично может эксплуатировать систему теплоснабжения.

 

3 этап – автоматизация и диспетчеризация тепловых сетей, оснащение приборами учета.

 

В процессе проведения этих этапов проводится ремонт сетей и оборудования источников тепла и тепловых пунктов, а также промывка отопительных систем, утепление окон и зданий.

 

Выводы:

 

В принципе в каждом городе при казалось бы общих проблемах подходы могут быть совершенно разные, но все сводится к тому, что в начале необходимо непременно выполнить квалифицированно разработку оптимальных режимов работы тепловых сетей.

 

Энергосбережение является ключевым звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства. И в этой части ООО «ОргКоммунЭнерго» готово принять самое активное участие в части оптимизации режимов систем теплоснабжения городов Российской Федерации.

 

Руководство и специалисты ООО «ОргКоммунЭнерго» готовы ответить на любые вопросы, касающиеся тематики данной статьи и другие вопросы, связанные с реконструкцией и модернизацией систем централизованного теплоснабжения.

 

Мы готовы поделиться нашими наработками в структурном изменении управления теплоснабжением городов и возможного привлечения инвестиций в сектор жилищно-коммунального хозяйства, в т.ч. иностранные инвестиции.

 

Подробно с работами, проведенными специалистами ООО «ОргКоммунЭнерго», можно ознакомиться на нашем сайте: www.okenergo.ru.

 

Контактная информация:

 

Ген. директор Чупрынин Владимир Алексеевич

 

Тел./факс: (495) 504-25-74

 

E-mail: orgcom@rambler.ru

 

Web: www.okenergo.ru

 

 

« Население города не в состоянии оплачивать все потери теплоэнергии из-за неудовлетворительного технического состояния и ветхости тепловых сетей, затраты на ремонт оборудования, зарплату работникам и расходы ГРЭС N№ 3, из которых состоят тарифы по платежам.., услуги, предоставляемые ГРЭС, не соответствуют нашим платежам…

 

…Работники ГРЭС N№ 3 получают премии за экономию тепла и выполнение плана ресурсосбережения, а в это время дети и старики замерзают в своих квартирах… » — это выдержки из обращения жителей Электрогорска, послужившего началом нашего журналистского расследования. Первые его шаги показали наличие некоторых заблуждений горожан по поводу того, кто производит тепловую энергию, а кто предоставляет услуги ЖКХ, из чего складываются тарифы на эти услуги, а также кто и почему полномочен ограничить подачу тепловой энергии в наши квартиры.

 

1. Кто есть кто

 

ММПКХ и МУ «Служба единого заказчика» — это муниципальные структуры, находящиеся в подчинении у администрации города, а ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона — это филиал ОАО «Мосэнерго», входящего в состав РАО «ЕЭС России», следовательно, начальники у ММПКХ с МУ «СЕЗ» и у ГРЭС №3 разные. По сути дела, никакого отношения друг к другу они иметь не должны. Но приходится. Объединяющим звеном является теплоснабжение города, что и послужило основанием для двустороннего договора между ГРЭС-3 (поставщиком тепловой энергии) и ММПКХ (покупателем), в котором четко прописаны права и обязанности сторон*.

 

Итак, ГРЭС-3 производит тепловую энергию и продает ее по установленным тарифам, согласно договору, ММПКХ. Доставкой теплоэнергии к нам в квартиры ГРЭС №3 не занимается. Это является прерогативой ММПКХ, т.к. теплосети находятся на балансе этой организации, поэтому ММПКХ должно распределить и транспортировать тепло всем своим абонентам, то есть нам с вами и предприятиям. Таким образом, услугу теплообеспечения в виде отопления и горячего водоснабжения мы получаем от ММПКХ . Если все это изобразить в виде условной схемы, то получится следующее:

 

2. Откуда берутся цены

 

В себестоимость тепловой энергии включаются: затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, необходимые для производства теплоэнергии; расходы, связанные с эксплуатацией — содержанием и ремонтом — оборудования и амортизационных начислений; расходы на оплату труда работников обслуживающего и ремонтного персонала предприятия и различные отчисления (социальное страхование и пр.).

 

Тарифы на тепловую энергию, в основе которых лежит себестоимость тепловой энергии, устанавливает не ГРЭС №3, а региональная энергетическая комиссия Московской области **. Она же их и повышает. Как это делается? ОАО «Мосэнерго» как юридическое лицо выносит на обсуждение этой комиссии предложение повысить тариф на определенный уровень. Но это не значит, что комиссией все предложения принимаются автоматически. Сначала нужно объяснить, почему возникает необходимость пересмотра тарифов, экономически обосновать и защитить выдвинутые предложения. Процесс развития экономики, отслеживаемый не отдельными руководителями, а на государственном уровне, происходит непрерывно. Следовательно, меняются цены на сырье, топливо, на услуги, перевозки и др., присутствует процесс инфляции — все это объективные процессы, требующие регулярного пересмотра тарифов. В случае если выдвинутые предложения по увеличению тарифов будут экономически доказаны, комиссия принимает соответствующее решение. Согласно Закону «О тарифной политике», тарифы пересматриваются 1 раз в год. Поэтому следует сделать вывод, что установка тарифов на тепловую энергию — это не субъективная ежемесячная или ежеквартальная деятельность руководителей ГРЭС-3 или другой подобной станции, а государственная политика, подкрепленная законодательной базой.

 

** Главный инженер ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона Осыка Александр Семенович :

 

«Тарифообразованием, регулированием тарифов, занимается государственная структура — Федеральная энергетическая комиссия. В регионах по местоположению субъектов Федерации размещаются региональные энергетические комиссии. Московская область — субъект Федерации, здесь есть энергетическая комиссия Московской области, которая должна рассматривать заявки и предложения по тарифам, проверять, экспертировать их обоснованность в соответствии с Законом, с Налоговым кодексом, с требованиями отнесения затрат на себестоимость и затрат на развитие. Только после этого утверждается цифра тарифа на тепловую и электрическую энергию».

 

И.о. начальника по энергосбытовой деятельности ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона Гончаров Вячеслав Владимирович :

 

«Тарифы устанавливаются исходя из необходимости компенсации экономически обоснованных затрат ОАО «Мосэнерго» на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, обусловленных увеличением оптовых цен на газ для промышленных потребителей, абонентной платы за услуги РАО «ЕЭС России», индексацией заработной платы, ростом затрат на капитальное строительство и ремонт электро- и теплопроизводящего оборудования, тепловых и кабельных сетей в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.95, основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.04.02 № 226, а также постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 19.12.02 № 94-Э/4 «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям РФ» и постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 25.12.02 № 98-Э\4 «Об утверждении абонентной платы за услуги РАО «ЕЭС России» по организации функционирования и развитию ЕЭС России».

 

Таким образом, последним протоколом (№5 от 18.02.03) правления энергетической комиссии Московской области с 20.02.03 для потребителей введены следующие тарифы на тепловую энергию в сетевой воде и ГВС (горячем водоснабжении):

 

1. Бюджетные потребители, жилье, ЖКХ — 300 руб. за 1 Гкал (без НДС).

 

2. ЖСК, товарищества — 300 руб. за 1 Гкал (с НДС).

 

3. Прочие — 380 руб. за 1 Гкал (без НДС).

 

ГРЭС №3 отпускает теплоэнергию ММПКХ в Гкал, количество которых определено договором и фиксируется приборами учета. А мы платим за теплоэнергию, распределенную ММПКХ исходя из ее количества на 1 кв. м площади жилья, умноженного на количество жильцов.

 

Схема теплоснабжения г. Электрогорска

 

3. Как тепло попадает в дома

 

Как видно из приведенной схемы теплоснабжения Электрогорска ( см. ниже ), сетевая вода отпускается с ГРЭС №3 по двум графикам: 120/70°С и 90/70°С. По графику 90/70°С сетевая вода поступает на улицы Ленина и Советскую, где теплотрассы и сети старые, не рассчитанные на температурный график 120/70°С, там нет элеваторных систем, поэтому температура подаваемой воды ниже.

 

120°С и 90°С — это максимальная температура сетевой воды, которая подается на выходе с ГРЭС №3 при температуре воздуха –15°. Если температура воздуха выше, то температура сетевой воды соответственно ниже. А 70°С — это максимальная температура обратной воды даже при самых низких температурах наружного воздуха. Обратная сетевая вода должна возвращаться на станцию определенной температуры в соответствии с графиком (согласно Приложению №2 к договору на поставку тепловой энергии), в противном случае произойдет нарушение технологического процесса. А это уже чревато последствиями в наших квартирах.

 

Главный инженер ГРЭС №3 Осыка А.С. :

 

«Системы отопления жилого сектора спроектированы так, что поверхности батарей, сечения трубопроводов сетевой воды выбираются исходя из этих температурных графиков. При выполнении проектных условий, при необходимой чистоте внутренних поверхностей батарей, температура обратной воды будет обеспечена в пределах установленного графика, потому что это подтверждено расчетами, на основании которых сделан проект».

 

Трубопроводы, по которым поступает сетевая вода в город, берут начало на ГРЭС №3 и оканчиваются на подступах к нашим домам и предприятиям. Поскольку ГРЭС №3 является только производителем и поставщиком тепловой энергии, а ММПКХ предоставляет нам услугу теплообеспечения, то и трубопроводы этих организаций разграничены. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ГРЭС №3 и ММПКХ определены по забору электростанции и зафиксированы актом №5Г от 01.10.00, являющимся неотъемлемой частью договора. Забор, разграничивающий теплосети, находится на ул. Безымянной, справа от здания ЭНИЦ ВНИИАЭС. На фотографиях, сделанных около этой границы, хорошо видно состояние сетей ГРЭС №3 и ММПКХ. Приборы учета (коммерческие ультразвуковые расходомеры со счетчиком «Акустрон» модели УЗРВ), фиксирующие количество отпускаемой тепловой энергии и количество возвращающейся обратно, приближены к этой границе и находятся, согласно договору, на балансе ММПКХ.

 

4. Какими должны быть теплотрассы

 

Главный инженер ГРЭС № 3 Осыка А.С. :

 

«Теплотрассы должны соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации пара и горячей воды». Контроль за соблюдением требований устройства и эксплуатации вышеуказанных трубопроводов возложен на Государсвенный комитет по техническому надзору. Во-первых, все теплотрассы должны быть спроектированы, смонтированы и эксплуатироваться в соответствии с вышеназванными «Правилами…». Учитывая, что все теплосети спроектированы на расчетную тепловую нагрузку, подключение новых объектов должно производиться по согласованию с энергоснабжающей организацией, т.е. с ГРЭС №3. Несмотря на это требование, в последнее время в городе происходило подключение новых тепловых потребителей без согласования с ГРЭС №3. Это и является одной из причин возникающих нарушений теплоснабжения жилого сектора. Диаметр тепломагистралей должен обеспечивать подачу необходимого количества сетевой воды в жилые микрорайоны и дома. Распределение сетевой воды по микрорайонам и домам определяется проектом, а с увеличением теплопотребления уточняется проведением испытаний и наладки систем теплоснабжения. К сожалению, последнее в городе уже не делалось уже много лет. Качество материала, толщина стенок, способы изготовления труб для тепловых сетей должны также соответствовать требованиям «Правил…» и проекта. Применение «случайных» труб недопустимо. Для исключения тепловых потерь все теплотрассы должны быть изолированы. Расчетная толщина изоляции, тип изолирующего материала и его толщина также определяются проектом. Теплоизоляция должна быть защищена от атмосферных осадков, а если это канальная прокладка, то она не должна затапливаться и иметь надежную систему дренирования от грунтовых и верховых вод, атмосферных осадков. Система эксплуатации также включает в себя ежегодные гидравлические испытания теплотрасс и испытания на максимальный температурный режим. Должны проводиться регулярные обследования с контролем толщины металла трубопроводов в характерных местах или в местах, наиболее подверженных коррозии. Это места глубинной закладки, канальной закладки или места входа и выхода труб, места поддорожных переходов. Домовая разводка и внутриквартальные сети также должны подвергаться испытаниям и контролю.

 

Особый вопрос по эксплуатации тепловых пунктов и водоводяных теплообменников, бойлеров. Участились случаи, когда потери плотности теплообменников приводят к попаданию артезианской воды в сетевую воду, снижают ее качество и нарушают водно-химический режим. Поддержание плотности сетевых трубопроводов напрямую связано с уровнем потерь и уровнем подпитки, что сказывается на качестве сетевой воды и состоянии внутридомовых разводок и магистралей. Если в тепловых сетях имеют место разрывы, неплотности, запрещенный водоразбор, то в теплосеть приходится подавать не только химочищенную, но и сырую воду, насыщенную кислородом, что приводит к повышенной коррозии теплотрасс. Для повышения эффективности отопления жилых домов целесообразно выполнить промывки внутридомовых трубопроводов и батарей для удаления накопившихся в них отложений. Мы считаем необходимым администрации города и ММПКХ разработать и выполнять программу регулярных профилактических мероприятий по эксплуатации всего энергосетевого хозяйства и перспективную программу по развитию энергосетей города».

 

Надо ли говорить о том, что на подобные мероприятия должны быть заложены определенные средства в городском бюджете. Между тем губернатором Московской области ежегодно выпускается постановление «О подготовке к осенне-зимнему периоду», рекомендующее муниципальным образованиям выделять соответствующие бюджетные средства на защищенную статью на энергоресурсы. Вопросы о том, как сформирован бюджет Электрогорска в отношении ЖКХ, и другие не менее важные вопросы мы изложили в письме, адресованном главе администрации города Чалых Валентину Петровичу. Надеемся получить исчерпывающий ответ и рассказать об этом на страницах газеты. А пока расскажем о другом.

 

5. Почему мы получаем то, не знаем что

 

Напомню, что отношения между ГРЭС №3 и ММПКХ регулируются договором на поставку (продажу) тепловой энергии, согласно которому первые продают, а вторые покупают, значит, платят деньги.

 

Заместитель директора ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона по экономике Бутынин Александр Владимирович :

 

«На 1 октября 2002 года, начало отопительного периода, задолженность ММПКХ составляла 630 тысяч рублей. В октябре ГРЭС отпустила тепловой энергии на сумму 5 млн 237 тысяч. В ноябре сумма увеличилась до 6 млн 720 тысяч рублей, в декабре — до 9 млн 556 тысяч. В январе 2003 года долг декабря был оплачен. Потом долг вновь стал расти. На 1 июня сложилась такая картина: долг города составил 15 млн 332 тысячи рублей, в том числе за март 6 млн 466 тысяч, за апрель — 5 млн 561 тысяча, за май — 3 млн 305 тысяч рублей».

 

Вспомним подписанное сторонами соглашение, по которому ММПКХ может расплачиваться за отпущенную тепловую энергию месяцем позже. Дело в том, что получает определенное количество теплоэнергии ММПКХ, например, сегодня. А акт, в котором указывается количество потребленной энергии с суммой платежа, подписывается сторонами спустя месяц. Получается, что сегодня заплатили за предыдущий месяц 5,237 млн руб., а получили горячей воды и начали ее потреблять, еще не уплатив, на 6,720 млн руб. Разница составляет 1,483 млн руб. Помимо этого, ввиду сложного финансового положения в городе ММПКХ не всегда может перечислить средства в полном объеме. Так копится долг. Это создает проблемы и для ГРЭС №3. Согласно новому налоговому законодательству, предприятие-производитель должно заплатить налоги не в следующем за текущим месяце, а в настоящем. Получается, что, получив сегодня, например, за предыдущий месяц с ММПКХ 5,237 млн руб., станция должна тут же заплатить налог с суммы за отпущенную теплоэнергию, платежи за которую поступят только в следующем месяце, то есть с суммы в 6,720 млн руб. Кроме того, существуют еще платежи за топливо, которые также необходимо вносить регулярно.

 

Теперь посмотрим на проблему со стороны горожан. Жители платят за полученную от ММПКХ услугу также в следующем за текущим месяце. Их платежи составляют не менее 75% от всех платежей, которые должны поступить от горожан. Эти платежи регулярно поступают в абонентские отделы МУ «Служба единого заказчика», то есть на счет МУ «СЕЗ», которое, согласно заключенному с ММПКХ договору, должно перечислить эти средства на счет ММПКХ, а ММПКХ в свою очередь должно перечислить часть средств, минусуя средства за транспортировку, на счет филиала ОАО «Мосэнерго» ГРЭС №3. О том, как регулярно это происходит, мы расскажем в следующем номере газеты, получив ответ от администрации города. По словам руководства ГРЭС №3, несмотря на 75%-ную оплату услуг населением, задолженность ММПКХ перед ГРЭС №3 прогрессирует. Получается замкнутый круг: тепловая энергия производится регулярно, ММПКХ ее получает и распределяет тоже регулярно, большинство горожан платят деньги регулярно, а услуги получают не в полном объеме. Почему?

 

В приведенном выше договоре сказано, что поставщик имеет право отключить или ограничить подачу тепловой энергии за неуплату. Сейчас лето, и поскольку платежи населения за отопление распределены равными долями в течение всего года, теоретически это дает администрации некоторую надежду на то, что за лето, благодаря платежам от населения, можно будет погасить задолженность. Но практически может так и не получиться. В этом случае вступает в силу регулирующий документ ОАО «Мосэнерго», действующий на основании законов и в рамках действующих договорных отношений, согласно которому, ГРЭС №3 в преддверии отопительного сезона должна представить в комиссию ОАО «Мосэнерго» по отключениям и ограничениям акт готовности к отопительному сезону, где помимо прочего отражаются и все цифры задолженности.

 

При задолженности более одного расчетного периода комиссия, как правило, выносит решение об ограничении подачи тепла либо о его отключении. То есть практически 1 октября отопления может и не быть. Выходит, что мы за свои же деньги получаем то, не знаем что. Почему?

 

Главный инженер ГРЭС №3 Осыка А.С. :

 

«Мы выполняем свои обязанности. Мы выполняем договорные отношения. Мы выполняем закон. Почему же к станции предъявляются претензии? Получается, что другая сторона не выполняет ни договорные отношения, ни требования закона. Такое отношение к своим обязанностям приводит к страданиям населения. Если мы сегодня начнем действовать вразрез экономической логике, то завтра ситуация будет во 100 крат хуже, потому что избитые слова о надежности оборудования, надежности энергоснабжения обернутся уже техническими проблемами. Есть определенный технологический цикл сложного энергетического производства, который нужно выдерживать. Это своевременные испытания, своевременный ремонт оборудования, своевременная замена оборудования и элементов, своевременный контроль. Все должно финансироваться и возобновляться. Это первоисточник. Логика не в том, что мы хотим отключить. Есть экономический механизм, который действует в рамках страны и каждого предприятия. Но если мы будем раздавать направо и налево наши ресурсы, то мы просто в итоге не обеспечим наш технологический процесс. И это обернется еще большими бедами для города.

 

Мы предлагали и всегда предлагаем не копить этот долг, а вести расчеты пропорциональными долями и регулярно. Для этого надо правильно планировать бюджет, учитывать эти затраты. В нашем понимании это единственно верное решение вопроса».

 

Мнение автора (которое не всегда совпадает с мнением общественности) :

 

Я долго ломала голову над тем, зачем мои деньги, уплаченные за услуги ЖКХ, «гуляют» по стольким организациям. Видимо, с математикой или еще с какой-то неведомой мне наукой у меня совсем плохо, потому что я так и не сообразила, почему нельзя часть денег от населения за тепловую энергию перечислять непосредственно ГРЭС, а часть за транспортировку — ММПКХ.

 

Я также не понимаю, почему люди, владеющие разумом и речью, что их существенно отличает от братьев наших меньших, не могут найти компромисс и договориться друг с другом.

 

Когда людям поручается какая-либо работа, предполагается, что они компетентны в этой сфере деятельности и должны сделать свою работу результативной. Иначе зачем они работают и какой от их работы прок?

 

Монополия — это исключительное право на производство или продажу чего-либо, исключительное пользование чем-либо. Монополист — тот, кто пользуется монополией в какой-либо области. ГРЭС N№3 в городе называют монополистами, т.к. только они могут производить и продавать тепловую и электрическую энергию. Это «звание» в устах обывателей звучит с тем же оттенком, что и звание «буржуя — владельца заводов, газет, пароходов».

 

ММПКХ тоже принадлежит исключительное право продажи услуг ЖКХ (или вы видели в городе еще чьи-то трубы?). Почему же ММПКХ до сих пор не присвоено «звание» монополиста? Разве плохо быть «владельцем…» и гордиться тем, что то, чем ты владеешь, находится в отличном состоянии, приносит пользу людям, а тебе и городу — доход?

 

* Из договора № 5Г-00-В «На поставку (продажу) тепловой энергии в горячей сетевой воде» от 01.10.00:

 

«2.2. Поставщик обязан:

 

2.2.1. Поставлять тепловую энергию Абоненту в количестве и с тепловыми нагрузками, указанными в Приложении №1, круглосуточно, кроме 15 дней в мае и 15 дней в сентябре для проведения плановых ремонтов теплосетей и перехода на летний и зимний периоды теплоснабжения (конкретные дни согласовываются дополнительно)…

 

2.2.3. Поддерживать среднесуточную температуру сетевой воды на коллекторах электростанции в соответствии с температурным графиком 150/70°С со срезкой на 120°С при температуре наружного воздуха –15°С (Приложение №2) с отклонением не более 3°С.

 

2.3. Абонент обязан:

 

2.3.1. Принимать поставляемую Поставщиком тепловую энергию в количестве и с тепловыми нагрузками, указанными в Приложении №1 круглосуточно в течение всего года, кроме перерыва, указанного в договоре.

 

2.3.2. Постоянно поддерживать давление в обратной тепломагистрали, обеспечивающее полный залив системы теплоснабжения.

 

2.3.3. Обеспечивать накопление необходимых средств и вносить Поставщику текущие и окончательные платежи за пользование теплоэнергией и теплоносителем в сроки, установленные п.5.2 настоящего договора…

 

<…>

 

2.3.10. Проводить ежегодно ремонт и наладку оборудования, контрольно-измерительных приборов и систем отопления, находящихся на балансе. Производить ежегодно опрессовку теплотрассы под контролем Поставщика с предоставлением ему акта….

 

2.4. Поставщик имеет право:

 

2.4.1. Прекращать полностью или частично подачу Абоненту тепловой энергии по истечении 5 дней после предупреждения:

 

- за неоплату предъявленных в банк платежных документов в установленные сроки;

 

… …

 

- при неудовлетворительном состоянии систем теплопотребления, угрожающем аварией и создающем угрозу для жизни обслуживающего персонала…

 

2.5. Абонент имеет право:

 

2.5.1. Производить изменение объемов подаваемого теплоносителя, но только по согласованию с Поставщиком…

 

2.5.3. Подключать и отключать Субабонентов к своим сетям при получении на это разрешения от Поставщика…

 

<…>

 

5.2. Настоящим договором устанавливаются следующие сроки оплаты:

 

Числа текущего месяца оплаты

 

Абонентом платежного требования: 17 27

 

Размер в %

 

от расчетной месячной величины: 50 50».

 

( В настоящее время расчет производится по дополнительному соглашению, в котором оговорено, что платежи от Абонента могут поступать 5 и 20 числа следующего за текущим месяца. Такое соглашение было принято ввиду тяжелого финансового положения города — курсив С.В.)

 

Автор благодарит директора ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона Михеева Евгения Александровича , главного инженера Осыку Александра Семеновича , заместителя директора по экономике Бутынина Александра Владимировича , и.о. начальника по энергосбытовой деятельности Гончарова Вячеслава Владимировича за своевременное предоставление запрошенной информации и документов, а также заместителя начальника ПТО ГРЭС №3 Брускова Сергея Юрьевича за подготовку схемы теплоснабжения города.

 

 

Мощность, тыс. гкал/ч. Несчастный случай произошел в республике саха (якутия). в котельной № 6 с. ытык-кюэль таттинского района сгорел кочегар котельной иванов е.х. (1960 г. р.). 7 ноября 2003 г. кочегар иванов в 9 ч. засту. Расчетная подключенная тепловая нагрузка по требителей составляет 232 гкал/ч (с максимальной нагрузкой гвс). горячее водоснабжение осуществ ляется по открытой схеме. годовая выработка тепла составляет. На основании проведенного расследования государственным инспектором были выявлены следующие причины несчастного случая. неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест: «движущ. В настоящее время имеющееся законодательное поле дает возможность предприятиям проводить собственную тарифную политику. переговоры с энергокомпаниями по вопросам тарифов оказываются все более успешным.

 

Главная >  Документация 


0.0029