Главная >  Документация 

 

Амортизационные отчисления , прибыль от производственно - эксплуатационной деятельности предприятий , практически полностью , изымались в централизованные фонды и в отрасль не возвращались . в постсов. У нас бой идет каждый день , каждый час за каждую копейку , и за каждую сотню тысяч . Я твердо убежден , что по результатам регулирования 2003 г . мы с « Мосэнерго» попадем в Арбитражный суд . Если кто - то из моих коллег - председателей РЭК делает наоборот , он тогда просто не может работать в этой должности , ему надо спокойно уйти , у него нет другого выхода . Поэтому обвинять РЭКи в том , что что - то сделали необоснованно , я думаю , никакого повода и никаких оснований совершенно нет .

 

Предложенный порядок и закон , который принят депутатами и постановлением Правительства , правильный . Я за то , чтобы один раз в год вместе с бюджетным процессом регулировать тарифы , но для этого РЭК должны иметь определенные условия : для этого все должны подчиняться этому закону и все составляющие тарифов должны регулироваться один раз в год . И мы должны понимать , что принято это решение и никаких других решений быть не может . Иначе получается , что мы проводим регулирование , а через полмесяца на Государственном уровне принимается решение , которое все наше регулирование обрушивает и мы сидим , и не знаем , что сделать .

 

Мы , например , в РЭК Москвы заранее работаем с бюджетным процессом и уже в бюджет закладываем определенную массу денег , несмотря на то , что мы регулирование еще не провели , потому что знаем , что нам придется искать эти деньги в следующем году , когда бюджет утвержден . Как можно было прорегулировать 2003 г ., если цены на газ увеличились с 1.01.2003 г ., тогда как бюджет был утвержден в ноябре ? Да , мы предусмотрели 15%- ое повышение . Мы уложились в цифру 14%, и не потому , что мы выполняли постановление Правительства , мы прежде всего , смотрели , как сделать экономически обоснованные тарифы , и эти цифры (14% и 15%) просто совпали . Но сама по себе ситуация , когда Правительство принимает решение о 14%, неправильна . Тогда встает вопрос : а зачем тогда нужны РЭКи ? Постановите 14% - и никаких проблем ни у кого не будет : ни у Правительства , ни у депутатов , проблемы будут только у энергетиков , а потом у Правительства , у депутатов и у всего населения . Ибо если не будет средств , чтобы покупать топливо , не на что будет проводить ремонтные работы , тогда встанет вопрос : кто виноват в том , что происходят массовые отключения , аварии и т . д .

 

Я думаю , что основой нашей работы , несмотря ни на что , должен быть процесс установления экономически обоснованных тарифов . Только организация , работающая с нормальной рентабельностью , обеспечивает нормальное энергоснабжение .

 

Второе , встает вопрос : кто - нибудь проверял или будет проверять РЭКи ? А кто - нибудь проверял экономическую обоснованность 14%? Может быть , стоит начать именно с этого ? Кто и на основе каких экономических расчетов установил эти 14%? И почему 14% для всех ? Все регионы входят в регулирование тарифов в совершенно разных ситуациях и с совершенно разными экономическими показателями и всех «причесывать» под 14% совершенно бессмысленно .

 

Все обязательно ссылаются на какую - нибудь бедную старушку - пенсионерку или на многодетные семьи , но в РФ есть законы . Если человек не может платить по тому тарифу , который экономически обоснован , то вступает бюджетное субсидирование его коммунальных платежей . По каждому региону установлен порог коммунальных платежей , у нас он установлен в размере 13%. Если суммарно все платежи ( за жилье , за все виды энергообеспечения ) превышают 13 %, уже оплачивает этот тариф не тот , кому эта нагрузка приписана , а бюджет . Это общий порядок и если в бюджете нет средств на это субсидирование , то должен отвечать тот , кто установил этот бюджет . А мы сейчас думаем , как установить какие - то социальные тарифы . Не будут энергетики работать по социальным тарифам , потому что они убыточны . Любые льготы должны быть оплачены тем , кто предоставляет эти льготы .

 

Система принятых законов приводит к тому , что , либо энергетик должен работать неэффективно , либо человек ( потребитель ) должен переплачивать .

 

Сейчас рассматривают законы в энергетике , сколько разговоров было , а все равно эти законы будут приняты . Там роль субъектов РФ становится еще меньше , чем она сейчас . Потом все будут спрашивать с нас : что же Вы сделали для того , чтобы защитить население ? А мы ничего сделать не можем , у нас все рычаги влияния уходят с каждым новым законом .

 

Сейчас нужно не обвинять Федеральную Энергетическую комиссию , РЭКи , а разобраться в этом вопросе и ту схему , которую мы приняли , совершенно правильную схему , дополнить нормативными актами , постановлениями Правительства , чтобы эта схема выстроилась и дала нам возможность бороться за интересы потребителя . Другой цели РЭК нет , и никогда не будет .

 

Журнал Новости теплоснабжения , №3 2003г.

 

 

В концентрированной форме проявились последствия применявшегося к коммунальной энергетике , равно как и ко всему жилищно - коммунальному комплексу , «остаточного» принципа финансирования строительства , ремонта , содержания систем энергоснабжения , особенно - с истем коммунального теплоснабжения .

 

Количество выделявшихся материальных ресурсов не покрывало и половины потребности , а их качество не выдерживало критики даже в то время .

 

Амортизационные отчисления , прибыль от производственно - эксплуатационной деятельности предприятий , практически полностью , изымались в централизованные фонды и в отрасль не возвращались .

 

В постсоветский период ситуация не только не разрядилась , она стала еще более напряженной .

 

В условиях реформы жилищно - коммунального комплекса особое значение приобретает проблема эффективности и надежности теплоснабжения коммунально - бытовых потребителей городов и других населенных пунктов , в которых из - за недостатков в проектировании , строительстве и эксплуатации , а также в силу негативных условий развития систем централизованного теплоснабжения , наметилась устойчивая и тревожная тенденция снижения их надежности и роста аварийности .

 

Продолжается нарастание доли изношенного , часто исчерпавшего ресурс оборудования и трубопроводов в основных элементах систем коммунального теплоснабжения - в котельных и тепловых сетях .

 

По опубликованным материалам 32% котлов и 23% трубопроводов полностью отработали нормативных срок .

 

Возникшая в начале девяностых годов , почти узаконенная система неплатежей , в развитии которой определенная роль принадлежит государственным и муниципальным органам , нанесла коммунальным энергетическим предприятиям трудно поправимый ущерб . Прекращение «бартерных» форм оплаты , исключение расчетов денежными суррогатами увеличили долю денежной части в оплате за потребленную энергию , однако проблемы финансов это в полном объеме не решило . Осталась не реструктурированной задолженность прошлых лет , сохраняется высокий уровень задолженности бюджетных организаций и бюджетной части оплаты тепла , потребляемого жилищным фондом .

 

Тяжелое финансовое состояние , крайне низкий уровень инвестиций в коммунальную энергетику негативно отражается на устойчивости теплоснабжения потребителей .

 

Перед отопительным периодом 2001 -2002 гг . Госстрой России отмечал , что подготовка к нему в целом проходила лучше , чем в предыдущем году . И , тем не менее , количество сбоев в теплоснабжении в указанном отопительном периоде возросло в полтора раза .

 

Количество аварий и инцидентов в системах коммунального теплоснабжения ежегодно увеличивается , что приводит к длительным отключениям потребителей , значительному материальному , моральному ущербу и большим затратам на восстановление нормального теплоснабжения . Только в течение декабря 2002 года и января 2003 года без тепла оставалось более 300 тыс . человек в Карелии , Якутии , Приморском крае , Ленинградской , Магаданской , Новгородской , Сахалинской и других областях .

 

Несмотря на повышение оперативности аварийно - диспетчерских служб , ликвидация аварий и инцидентов происходит в течение длительного времени , превышающего нормативное , что , в конечном счете , и приводит к катастрофическим последствиям , как это имело место в текущем отопительном периоде при длительном стоянии низких температур наружного воздуха . Нередко этому способствует и неудовлетворительная организация работ по ликвидации аварий .

 

Кроме фактов безответственности , халатности , ошибок и нарушений , которые допускались должностными лицами всех уровней при авариях , большое влияние имеет ряд технических аспектов . Традиционно применяемые в коммунальной энергетике методы технического освидетельствования энергетического оборудования и , прежде всего , тепловых сетей не гарантируют их безаварийную работу . Сочетание сложной конфигурации сетей и отсутствия достоверных методов определения мест повреждений трубопроводов ведет к увеличению одновременно отключаемых потребителей во время аварий .

 

Распределение потоков теплоносителя от магистралей по распределительным тепловым сетям и отдельным ответвлениям ( внутриквартальным сетям ) и управление этими потоками осуществляется в подавляющем большинстве случаев не электрифицированной запорной арматурой , не имеющей дистанционного управления и телесигнализации . В тепловых сетях , тепловых пунктах , насосных станциях , тепловых камерах установлено большое количество оборудования ( насосы , теплообменники , компенсаторы и др .), которое также является не контролируемым и не управляемым дистанционно .

 

Изначально зарождается в проекте , а затем создается теплоэнергетическая система , которая функционирует в действительности не как система , а как неуправляемый механизм , и эта система развивается только по принципу увеличения масштабов и развития геометрической конфигурации с сетями , проложенными чаще всего в непроходных каналах , недоступных для постоянного контроля .

 

Следует отметить , что при создании теплоэнергетических систем не разрабатывались критерии их оптимального развития , надежности , оснащения автоматикой , средствами измерений и контроля , диспетчерского управления , резервирования и диагностики , которые отсутствуют и в настоящее время .

 

Несмотря на то , что многие теплоэнергетические предприятия ежегодно производят замену трубопроводов , повсеместно растет количество , так называемых , ветхих тепловых сетей , требующих немедленной замены .

 

К недостаткам современной организации функционирования систем коммунального теплоснабжения , кроме факторов технического характера , относятся также организационные , экономические , нормативно - методические и многие другие аспекты .

 

Существенно ослаблено внимание к разработке перспективных схем теплоснабжения городов и других населенных пунктов , исключающих развитие систем на основе случайных , сиюминутных факторов .

 

Эффективность использования перспективных схем теплоснабжения , рассчитанных на среднесрочную перспективу (10-15 лет ), доказана десятилетиями доперестроечного периода . В последние годы произошли существенные изменения структуры теплопотребления , особенно в части потребности в тепловой энергии на технологические нужды , а пересмотр перспективных схем практически прекратился .

 

Очевидно , что практика разработки перспективных схем теплоснабжения городов должна быть восстановлена на измененной методической основе , но с использованием накопленного опыта .

 

Часто встречающейся причиной нарушений теплоснабжения являются перерывы в электроснабжении отопительных котельных .

 

Авторы считают , что необходимо постановлением Правительства Российской Федерации включить объекты систем теплоснабжения ( котельные , насосные станции , тепловые пункты и т . п . объекты ) в число потребителей электрической энергии , не подлежащих ограничению или отключению в течение всего отопительного периода .

 

Практика эксплуатации систем коммунального теплоснабжения в течение многих лет показывает , что «усредненное» отношение к их надежности ничем не оправдано .

 

Видимо , нельзя решать вопросы резервирования тепловых сетей без учета климатических условий и численности жителей городов и населенных пунктов .

 

ЗАО « Роскоммунэнерго» неоднократно вносило предложение , нашедшее отражение в утвержденных Госстроем России Организационно - методических рекомендациях [1]: предусматривать 100%- ое резервирование ( с отнесением к потребителям тепла первой категории ) жилых микрорайонов в городах ( населенных пунктах ) при расчетных температурах наружного воздуха для проектирования отопления :

 

- ниже -40 °С независимо от численности населения ,

 

- от -40 °С до -31 °С - более 2 тыс . жителей ,

 

- от -30 °С до -21 °С - более 5 тыс . жителей ,

 

- от -20 °С до -11 °С - более 10 тыс . жителей .

 

Естественно , что отнесение жилых микрорайонов к потребителям тепла первой категории требует пересмотра отношения к обеспечению надежности котельных по электроснабжению , водоснабжению .

 

Упомянутые Организационно - методические рекомендации [1] содержат предложенные ( в опытном порядке ) критерии оценки надежности систем теплоснабжения .

 

Проведенная в 2002 году инвентаризация систем коммунального теплоснабжения , даже при некоторой неполноте материалов по отдельным территориям , позволяет выполнить анализ надежности по каждой системе теплоснабжения , включая :

 

-   оценку надежности электроснабжения котельных с выявлением необеспеченных резервным сетевым или автономным электропитанием и разработку плана оснащения ими ;

 

- оценку надежности водоснабжения котельных ( наличие вторых вводов водопровода , артезианских скважин , емкостей запаса воды ) и также разработку плана оснащения ими .

 

Высокая аварийность тепловых сетей предопределена большим количеством , так называемых , ветхих тепловых сетей .

 

Поданным государственной статистики нуждается в замене порядка 18-20% тепловых сетей . Совершенно очевидно , что одномоментная их замена нереальна , но целенаправленная работа , рассчитанная на 4-5 лет , просто необходима . Без этого аварийность будет только нарастать .

 

Технический уровень изготовления теплопроводов сегодня достаточно высок . Его достоинством является не только надежность конструкций , но и значительное ( в разы ) сокращение потерь тепловой энергии и теплоносителей , что обеспечивает ускоренную окупаемость затрат на перекладку тепловых сетей .

 

Важным фактором предотвращения катастрофических последствий даже кратковременных перерывов внешнего теплоснабжения является обеспечение четкого оперативного взаимодействия теплоснабжающих организаций и организаций , эксплуатирующих жилищный фонд .

 

Утвержденные Госстроем России Организационно - методические рекомендации по пользованию системами коммунального теплоснабжения [2] относят к обязанностям теплоснабжающих организаций оперативное извещение абонентов ( потребителей ) о нарушениях , вызывающих перерывы или ограничения теплоснабжения , их причинах и сроках восстановления нормального режима , а к обязанностям абонентов - дренирование сетевой воды из систем теплопотребления при аварийном прекращении циркуляции сетевой воды в системе теплопотребления при нулевой или отрицательной температуре наружного воздуха .

 

Во многих авариях текущего отопительного периода именно отсутствие взаимодействия стало причиной многочисленных катастрофических разрушений систем отопления жилых домов .

 

Организационно - методические рекомендации [1] содержат разработанную в 1989 году Академией коммунального хозяйства им . К . Д . Памфилова и утвержденную « Роскоммунэнерго» методику определения темпа падения температуры в отапливаемых помещениях при полном прекращении подачи тепла .

 

Печальный опыт текущего отопительного периода дает основания считать , что [1] следует рекомендовать ввести после некоторой доработки в ранг обязательного документа ( с государственной регистрацией в Минюсте России ).

 

Конечно , полностью избежать нарушений теплоснабжения не удастся . Но вполне возможно снизить масштабы и тяжесть их последствий .

 

Одним из решающих факторов является техническая и организационная готовность к устранению аварий и инцидентов .

 

С упразднением во многих регионах энергетических объединений при муниципализации системы коммунального энергоснабжения , включая теплоснабжение , утрачены многие , годами накапливавшиеся опыт , материальные и кадровые ресурсы .

 

Утрачена и методическая база .

 

Полагаем , что горький опыт должен подтолкнуть к разработке и реализации на практике нормативов запасов оборудования , материалов , спецтехники , передвижных откачивающих насосов , сварочных агрегатов , тепловых пунктов и др .

 

Минэнерго России и Госстроем России в 2001 году изданы Рекомендации по типовой схеме взаимодействия эксплуатационных , ремонтных , строительно - монтажных и наладочных организаций на объектах электроэнергетики и коммунального хозяйства [3], направленные органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и АО - энерго .

 

В доперестроечное время такое взаимодействие было общим из решающих факторов в локализации и устранении аварий .

 

Это позволяет нам считать , что такой документ должен быть не рекомендательным , а обязательным , т . е . утвержденным Правительством Российской Федерации .

 

Опыт теплоснабжения в Приморье и других регионах должен был бы привести к существенному обновлению нормативной базы . Тем не менее , издание рекомендательных документов имеет широкую практику .

 

Важнейшая процедура - оценка готовности муниципальных образований , предприятий и организаций , обеспечивающих энергоснабжение населения и объектов социальной сферы , к работе в осенне - зимний период регламентирована Инструкцией [4], утвержденной Министром энергетики Российской Федерации , согласованной Госстроем России и Госгортехнадзо - ром России , без государственной регистрации и поэтому - рекомендуемой .

 

В последнее десятилетие значительно ослаблена работа с персоналом теплоэнергетических предприятий .

 

По данным органов Госэнергонадзора на многих предприятиях годами не проводятся противоаварийные тренировки персонала . К аварийным ситуациям не подготовлен ни административно - управленческий , ни дежурный персонал жилищных организаций - потребителей тепловой энергии .

 

С начала отопительного периода 2002-2003 гг ., включая январь 2003 г ., на объектах ЖКХ зарегистрировано 82 крупные аварии в 38 субъектах Российской Федерации с отключением значительного количества жилых зданий и объектов социальной сферы . Аварии происходили не только в северных и дальневосточных районах , где расчетные температуры наружного воздуха для проектирования систем отопления ниже -30 °С, но и в центральных районах с более благоприятными климатическими условиями . В отдельных случаях были разморожены как внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения , так и наружные тепловые сети , что указывает на неподготовленность персонала к устранению нарушений теплоснабжения .

 

Обязательным требованием к всему эксплуатационному персоналу предприятий теплоснабжения и потребителей должно быть участие в противоаварийных тренировках . Программы тренировок должны составляться с учетом типовых аварийных ситуаций и аварий , происходивших в конкретных теплоснабжающих организациях .

 

Наибольшее внимание в аварийных тренировках должно быть уделено взаимодействию с другими организациями .

 

Практика осуществления теплоснабжения , в первую очередь - населения , в последние годы привлекла внимание всех уровней власти и управления к проблемам коммунальной энергетики .

 

К сожалению , опыт Приморья в свое время тоже привлек внимание , но оно было ограничено только выявлением одной составляющей - «вины» без внимания к второй - «беде» .

 

Публичные высказывания руководителей страны вселяют надежду на то , что в итоге текущего отопительного периода будет разработана и осуществлена СИСТЕМА мер по повышению надежности теплоснабжения .

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Организационно - методические рекомендации по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации ( утверждены приказом Госстроя России от 06.09.00 № 203).

 

2.     Организационно - методические рекомендации по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации ( утверждены   приказом   Госстроя   России   от 21.04.00 № 92).

 

3.     Рекомендации Минэнерго России и Госстроя России по типовой схеме взаимодействия эксплуатационных , ремонтных , строймонтажных и наладочных организаций при устранении аварий на объектах электроэнергетики и коммунального хозяйства ( октябрь 2001 г .).

 

4.     Инструкция по оценке готовности муниципальных образований , предприятий и организаций , обеспечивающих энергоснабжение населения и объектов социальной сферы , к работе в осенне - зимний период ( август 2001 г .).

 

Журнал Новости теплоснабжения , №3 2003г.

 

 

Вклад русских инженеров в науку и технику отопления аше борис михайлович. Для теплоснабжения жилых и общественных зданий городов и поселков украины кроме теплоэлектростанций и теплоэлектроцентралей широко используются отопительные котельные, значительное количество которых. Проблемы противокоррозионной обработки воды, используемой для питания паровых котлов низкого и среднего давления, а также для подпитки теплосети в котельных небольшой производительности, всегда остро. К.х.н. е.к. казимиров, директор по научно-техническим вопросам, к.т.н. о.е. казимиров, руководитель группы, ооо «азов»,  г. дзержинск нижегородской обл. согласно нормативным документам, задача обеспеч. Рао «еэс россии» рассматривает свою деятельность в сфере теплоснабжения в следующих направлениях: в области реформирования электроэнергетики в целом, это, конечно же, снижение риска переходного период.

 

Главная >  Документация 


0.0021