Главная Промышленная автоматика. Двигатели имеют етепепь защиты IP44. Шкала мощностей, шкала установочных размеров многоскоростных двигателей и их взанмная увязка могут быть найдены нз табл. 2-6; пусковые свойства двигателей приведены в гал. 3-5. Мтогоскоростные двигатели серии 4А отличаются от двигателей основного исполнения обмоткой статора, а в ряде случаев -формой паза ротора н длиной сердечников (см. табл. 6.5-6.14). Двукскоростные двигатели с соотношением частот вращения I : 2 имеют обмотки статора с переключением чисел полюсов по схеме Даландера. Двухскоростные двигатели с соотношением частот вращения 2:3 п 3:4 имеют обмотки статора с переключением числа полюсов по схемам, описанным в гл. 7. Трехскоростиые двигатели имеют две обмотки, в одной нз которых число полюсов переключается по схеме Даландера. Габаритные, установочные и присоединительные размеры в масса многоскоростных двигателей соответствуют указанным в гл: 5 для односкорост1Н11х двигателей, иа базе которых они спроектированы. Б обозначении многоскоростных .двигателей приводят все числа полюсов, на которые переключаются обмотки. Например, четырех-скоростной двнгагель с числами полюсов 12/8/6/4 обозначается; 4А200М12 8/6/4УЗ. Двигатели с фазным ротором. Эти двигатели предназначены для привода механизмов, требующих плавного регулирования частоты вращения вниз от номинальной (например, лебедки, волочильные станы), а также механизмов с особо тяжелыми условиями пуска (центрифуги, сепараторы). Двигатели с фазным ротором имеют степени защиты IP44 (4АК) н IP23 (4АНК) н выпускаются в следующих диапазонах высот оси вращения: Высота оси вращения, мм Степень защиты..... 160-335 1Р23 160-250 IP44 Основные технические данные двигателей приведены в табл. 2.7, 2.8. Двигатели унифицированы с двигателями основного исполие-ния но конструкции статора. При высотах оси вращения 160- 200 мм роторы двигателей имеют всыпную двухслойную петлевую обмотку из круглого эмалированною провода, при высотах оси вращения 225-Зо5 мм - двухслойную волновую стержневую обмотку ротора. Класс нагревостойкости изоляционной системы ротора-F (см. табл. 6.21 и 6.22). У двигателей 4АК со степенью защиты 1Р44 (рис. 1.6) узел контактных колец расположен под оболочкой двигателя, а у двига-тели"! 4АНК со степенью защиты IP23 (рис. 1.7) узел контактных колец 3 расположен вне оболочки и защищен кожухом 2. Обмоточные данные двигателей приведены в табл. 6.15, 6.16 габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса - в табл. 5.11-5.17. В обозначении двигатели с фазным ротором имеют дополнительную букву «К» после условного обозначения степени защиты, например, 4АНК280М4УЗ. Дви1атели- со встроенным электромагнитным тормозом. Эти двигатели предназначены для привода \1еханпзмов, требующих фиксированного останова в регламентированное время (например, Рис. 1.6. Асинхронный двигатель с фазным ротором 4АК250. / - узел контактных колец; 2 - станина; 3 - обмотка ротора. металлообрабатывающие стайки, грузоподъемные машины). Двигатели имеют степень защиты 1Р44. выпускаются в диапазоне высот оси вращения 56-160 мм. Двигатели со встроенным электромагнитным тормозом отлича-яугся от двигателей основного исполнения наличием специального тормозного устройства (рис. 1.8). Торможение двигателя осуществляется под действием пружин, прижимающих фрикционные накладки подвижного тормозного диска к непдвнжному элементу. Рис. 1.7. Асинхронный двигатель с фазным ротором 4АНК160, 7 -обмотка ротора; 2 -кожух; 3 - узел контактных колец. Рис. 1.8. Тормозное устройство двигатели 4А160Е. / - пру«!ина; 2 - якорь; 5 - накладки фрикционные; 4 - подви«шь[й тормозной диск; 5 - йе11одви«!НЫЙ элемент; 6 - катушка тормозного Электромагнита; 7 - тормозной электромапшт. При подаче питания на двигатечь и катушку тормозного электромагнита якорь притягивается к последнему и двигатель растормаживается. В зависимости от назначения двигатели со встроенным электромагнитным тормозом выпускаются на базе двигателей основного нсиолнения или двигателей с иовышеииым скольжением. Двигатели обозначают дополнительной буквой «Е» после числа полюсов, например, 4А112М6ЕУЗ. Малошумные двигатели. Эти двигатели предназначены для работы в помещениях с пониженным уровнем шума (например, жилые здания, метрополитены, студии звукозаписи). Двигатели имеют степень защиты 1Р44, выпускаются в диапазоне высот осн вращения 56-160 мм с частотами вращения 1500, 1000 и 750 об/мин. Малощумные двигатели отличаются от двигателей основного исполнения более точной обработкой посадочных мест, улучшенной балансировкой и сборкой, подшипниками более высокого класса по точности н внброшумовым характеристикам, и, в ряде случаев, конструкцией вентиляционного узла. Малошумные двигатели имеют в обозначении после числа полюсов букву «Н», например, 4А150М6НУЗ. Таблица 1.6. Средние значения уроння звука А, дБ
Среднее значение уровня звука на расстоянии 1 м от контура двигателя, работающего иа холостом ходу, не превышает значений, 5казанных в табл. 1.6- Специализированные исполнения. К специализированным исполнениям по условиям окружающей среды относятся двигатели: тропического исполнения Т, категорий размещений 2 и 5; для районов с холодным климатом Исполнении ХЛ, категории размещения 2; химически стойкого нсиолнения X, категорий размещения 3 и 5; сельскохозяйственного исполнения СХ, категорий размещения I-5. Условия эксплуатации двигателей тропического нсиолнения и исполнения для районов с холодным климатом регламентируются ГОСТ 15543-70 и ГОСТ 15150-69 (основные данные приведены в табл. 1.4), двигателей химически стойкого нсиолнения.- ГОСТ 13584-68, двигателей сельскохозяйственного исполнения ГОСТ 19348-74. Двигатели специализированных исполнений с высотой осн вращения 50-250 мм по условиям окружающей среды выполняются по обмоточным данным двигателей основного нсиолнения или его модификаций. Каждая из нодификацнй может быть выполнена в любом из исрсчнслеииых исполнений. Двигатели спспиализирован-ных исполнений но условиям окружающей среды отличаются от базовых двигателей следующим: степенью защиты 1Р54, что обеспечивается соответствующими уплотнениями по линии вала, щитов и вводного устройства; изоляционной системой класса нагревостойкости F; защитными лакокрасочными "и гальваническими покрытиями в соответствии с условиями эксплуатации. Двигатели тропического исполнения обозначаются дополиитсль-иой буквой «Т-» после числа полюсов, например, 4A132S2T2, химически стойкие двигатели обозначаются дополнительной буквой «X» после числа полюсов, например, 4А90Е2ХУ5. Двигатели для районов с холодным климатом имеют в обозначении дополнительные буквы ХЛ после числа полюсов - 4А13252ХЛ2. Двигатели сельскохозяйственного исполнения (высоты оси вращения 50-480 мм) обозначаются дополнительными буквами «СХ» поело числа полюсов, например, 4A16014CXУ2. Глава вторая ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ 4А Основные технические данные электродвигателей серии 4А основною исполнения н модификаций приведены в следующих таб-лнца.\: Тип двигателя . Номер таблицы . 4А 4АН 4АР 4АС 2Л 2.2 2.3 2.4; 2,5 4А много- 4АК 4ЛНК скоростные 2.6 2.7 2.8 В таблицы включены значения: номинальной мощности Ргвом; максимально допустимой полез-I иой мощности Р2 двигателей с повышенным скольжением (табл. 2.5) 25 при различной продолжительности включения ПБ, отличной от но-мж1альной (,ПВ=407о); электромагнитных нагрузок: максимальной индукции в воздушном зазоре В; линейной токовой нагрузки статора и плотноств тока в обмотке статора / при номинальном режиме работы (расчетные значения); КПД и коэффициента мощности cos<p (катя10жные значения) при нагрузке от 25 до 125% номинальной дли двигателей основного исполнения 11 с повышенным пусковым моментом. Для многоскоростныл Р , двигателей н двигателей с фазным и- ротором в табл. 2.6-2.8 приведены- S энергетические показатели при ио- uJvi мниальной нагрузке. Двигатели с по- вышенным скольжением имеют в номинальном режиме КПД и cos указанные в табл. 2.4, а при продолжительности включения, отличной от номинальной, энергетические пока-мошности Р2, указаны в. Рис. 2.1. Схема замещения асинхронного двигателя. затели, соответствующие табл. 2.5. Кроме того, в таблицы включены расчетные значения параметров упрощенной Г-образной схемы замещения (рис. 2.1): главного иидуктнвного сопротивления А; активного сопротивления Rl и индуктивного сопротивления рассеяния Xl обмотки статора; приведенных к обмо с атора а тнвного сопротивления R"2 и индуктивного conpuiHEjiCHnH рассеяния Х"2 обмотки ротора. Сопротивления Xi и 7?, миут быть найдены по следующим формулам. R,=R,X,/X\. (2.2> Для двигателей с короткозамкиутым ротором в таблицах указаны также значения парам троп схемы замещении при коротком замыкании: приведенного к обмотке статора активного сопротивления обмотки ротора с учетом вытеснеиня тока в стержнях беличьей клетки R"2u\ активного R и индуктивного Хк.и сопротивлений короткого замыкания. При этом следует иметь в виду, что (2.3) где Лю - индуктивдое сопротивление рассеяния обмотки статора с учетом насыщения зубцов от полей рассеяния; Х"2а - приведенное к обмотке статора индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора с учетом насыщения зубцов от полей рассеяния и вытесвенн» тока в стержийх беличьей клетки. ,ivi./¥ -1 i-i. -tg siSssiiiiiSlllslllliiiilllili ooooooooQOo 00 ООО о о о о о с!о о о" о о" о" о" о - о оо о oSSSS о о о еЗ о осзоососооо g 000000000000000000 ~ "odooodcooo g lOOOOOOOOOOOOOKOOOO .oirOi, L-Ou-OOO iEs¥sse"ge"s"s"a8ss"fefess"ss5-s3f-aeia SseegeK>>s"ss8"asags"=a"?s"a5"5&"ag3 I o „o o.o o „ .u,,ou;o. .«;o.o ,r- 0 0 p 0.0 «0„,„0 1000,о0001Л1Л01Л* .1Л01ЛЮ01П1П01ЛОО u 10 TOO OinOOOOOOOOOOioOOOOOOOO ooooinooo g£ gJ?lgi2-u3C40.qin.oqoooooo ooo2SgSi2 OOOo"ddd--WCT-tKt-UDOCCtlininO---CI «14 0 1 2 [3] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 0.0017 |