Главная Промышленная автоматика.

Геометрия активной части, обмоточные данные двигателей основного исполнения со степенью защиты IP44 приведены в табл. 6.1

Класс ьагревостонкостк системы изоляции двигателей с высотами оси вращении 50-132 мм - В и двигателей с высотами оси вращения 160-355 мм -F. Конструкция систем изоляции приведена в гл. 6.

Станина имеет продольные ребра, увеличивающие поверхность охлаждения, и прилитые лаиы. Станины двигателей с высотами оси вращения 50-63 мм изготовляются из алюминиевого сплава. Двигатели с высотами оси вращения 71-160 м.м имеют станины нз алюминиевого сплава или чугуна. Станины двигателей с высотами


Рис. 1.2. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором 4А280.

J -жалюзи; 2 - уплотнитель; 3 -трубка; 4 - вентилятор.

ОСИ Вращения 180-250 мм -из чугуна. X двигателей с высотами оси вращения 280-355 мм могут быть станины как чугунные литые, так и стальные сварные

Двигатели имеют на роторе литую корогкозамкнутую клетку из алюминия марки А7 или А5 (ГОСТ 11069-74). С торцов клетки предусмотрены лопатки, которые служат для отвода теплоты от активных lacreii ротора и для перемешивания воздуха внутри двигателя.

Сердечник ротора с короткозамкнутой обмоткой посажен на ва.:. Вал лежит па двух подшипниковых опорах, состоящих из подшипников качения и подшипниковых щитов. Подшипниковые щиты двигателей с высотами оси вращадия 50-63 мм отливаются из алюминиевого сплава. Ступица под подшипник у таккх щитов армируется стальной втулкой. У двигателей с высотами осн вращения 71 мм и выше чугунные подшипниковые щиты. Подшипниковые щиты соединены со станиной замковым соединением и крепятся к Станине винтами.

Охлаждение двигателей со степенью защиты IP44 осуществляется установленным на валу центробежным вентилятором, обдуваю-

щим ребристую станину машины. Вентилятор защищен кож)хом который служит одновременно и для направления воздушного потока.

В двигателях с высотами осн вращения 200-250 мм для улучшения охлаждения лобовых частей обмотки статора иа подшипни-коных щитах установлены воздухонаправляющие щитки.

Двшателн с высотами оси вращения 280-355 мм и степенью защиты 1Р44 (рис. 1.2) имеют дополнительное охлаждение ротора наружным воздухом, проходящим под действием малых лопаток вентилятора через жалюзи и окна в подшипниковых щитах, по трубкач и вентиляционным каналам ротора. Вращающиеся уплотнители обеспечивают требуемую степень защиты.

\- *j двигатель с короткозам-/ кнутым ротором 4АЫ160.

вент1шя1;ионн11« лопатки ротора; 2 -щиток воздухо-направляющнй; S - торцевые жалто-чн; 4 - боковые жалюзи.


На станине двигателя располагается вводное устройство. У двигателей с высотами оси вращения 50-250 мм (см. рис. I.I) оно расположено сверху, а у двигателей с высотами осн вращения 280-355 мм (рис. 1-2)-сбоку. Описание вводных устройств дано в гл. 5.

Двигатели 4АН (рис. 1.3) со степенью защиты IP23 и способом охлаждения ICOI по ГОСТ 20459-75 имеют двустороннюю симметричную радиальиую - систему вентиляции. Роль центробежных вентиляторов вшолняют лопатки ротора. Нанравленне воздуху придают щитки. Торцевые и боковые жалюзи обеспечивают днига-телю степень защиты IP23-

Двиштелн 4ЛН с высотами оси вращения 160-250 мм (рис. 1.3) имеют литую станину нз чугуна; торцевые и боковые жйлюзн- литые из алюг.:нинево6 сплава.

Двнглтелн с высотами оси вращения 280-355 мм (рис. 1.4> имеют cb;ipiroh корпус, выполненный в виде полустанины цилиндрической формы. Полустанипа крепится на четырех стойках, соединенных в основании продольными планками, а в верхней части - двумя ребрами из толстолнстовой стали. Стойки корпуса имеют кольцевые заточки. На заточках наружпы.х стоек центрируются подшипниковые щиты, на внутренних -сердечник статора с обмоткой. Полустанина закр1>вается кожухом из листорой стали. В отличие от двигателей со степенью защиты 1Р44 того же диапазона

№ЛИОТЕКА

гомельского

ПОЛИТЕХНИКУМА




s I . I

as - 11

высот оси вращеиип листы сердечника статора набирают вне станины на центрирующую оправку и скрепляют стальными планкамн! котогые привариваются к нажимным шайбам и спмпке сердечника-Геометрия активной части двигателей со степенью защиты IP23. виды и параметры обмоток, применяемых в них, приведены б табл. 6.2.

В двигателях основного исполнения с высотами оси вращения 50-132 мм установлены шарикоподшипники типа 180000 с двумя резиновыми уплотнениями и заложенной на весь срок службы смазкой. Подшипниковые крь;шки в этих двигателях отсутствуют (рис. 1.5,0).


Рис. 1.5. Подшипниковые узлы.

а - с подшипниками серии 180000: / - полшипииковый шит; 2 - волниста» пружина; 3 - подшипник; б -с внутренней и наружной крышками; смазке подшипника пополняется при-разборке: / - щит подшипниковый; 2-ларуж-ная крышка; 3 -пружина волнистая; < -подшипник; 6 - внутрення крышка; в -с ycTpoffcTBOM дх.я пополнения смазки: / - масленка; 2 - щит подшипниковый; 3-пробка; 4 - наружная крышка; 5 - войлочное уплотнение наружной крышки полшинннка; б -втулка; 7 - кольцо уплотнения; в -стопорное кольцо; 9 -пробка cnyiKHoro канала; № -войлочное уплотнение внутренней Кришкн .дшипяпка; - внутренняя крышка; Й -подшипник.

Двигатели с высотами оси вращения 160-355 мм имеют роликовые (со стороны привода) и шариковые подшипники качения, защищенные наружными и внутренними крышками (рис. 1.5,6). Подшипниковые узлы могут иметь устройства для пополнения и частичной замены смазки без разборки двигателей (рис. 1.5,е).

Сведения о подшипниках, применяемых в двигателях серии. 4А, приведены в табл. 4.8.

Габаритные, установочные и присоединительные размеры н мас-аДвигателен основного исполнения указаны в табл. 5.2 - 5.10.

2* 19.



Установлена следующая структура обозначення типоразмера:

-Порядком номер серии

асинхронный

.....зпиение ддигатепя по иа-териапд станины и щито (А-станииа и щиты апют-ниеВые; Х-станина плкми-ниеойя, щагпы чугунные ши """врот; отсутствие дан-

знвт означает, что станина и щиты чнгиннш ит стальные)

{.Высота оси бращения


нспсйнение ГОСТ 15ГС-ВЗ (!/-8/1я еречшо ктиптв)

Категория р!1змеш,ания по ГОСТ 15150-F9(J)

Пример условного обозначения трехфазного асинхронного ко-роткозамкнутого двигателя серии 4А: 4АН200М4УЗ - степень защиты 1Р23; высота оси вращения 200 мм, дл на станины М.четы-рехполюсный, климатическое псиолиение У, ка- егория размещения 3.

Встраиваемые двигатели имеют доиол ительиую букву «В» после обозначения серии: например, 4ABI80A6 3.

К4. ДВИГАТЕЛИ МОДИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИСПОЛНЕНИИ

Двигатели с повышенным пусковым моментом. Эти двигатели предназначены для привода механизмов с тяжелыми зсловиями пуска (компрессоры, поршневые насосы, транспортеры и др.). Двигатели имеют степень защиты IP44, выпускаются в диапазоне высот оси вращения 160-250 мм на синхронные частоты вращения 1500, 1000 и 750 об/мин и соответствуют требованиям ГОСТ 20818-75. По шкале мощностей, шкале установочных размеров и их взаимной увязке двигатели соответствуют основному исполнению.

Основные технические данные двигателей приведены в табл. 2.3, а пусковые свойства -в табл. 3.3. Уровни шума, вибрации, показатели надежности двигателей с повышенным пусковым моментом такие же, как п у двигателей основного исполнения соответствующих типоразмеров.

По конструкции двигатели с повышенным пусковым моментом отличаются от двигателей основного нсиолнения только формой

наза ротора, а в ряде случаев - обмоточными данными статора (табл. 6.3). Поэтому при определении допускаемых нагрззок па выступающий конец вала, массы, установочных, присоединительных н габаритных размеров и размеров вводного устройства следует пользоваться графиками (см. гл. 4), приведенными для основного исполнении серии, н таблицами гл. 5.

Двигатели с повышенным моментом обозначаются дополнительной буквой «Р» после обозначеиня серии, например, 4АР180М8УЗ.

Двигатели с повышенным скольжением. Эти двигатели предназначены для привод механизмов с пульсирующей нагрузкой (например, компрессоров, прессов), а также мс аниз ов, работающих в повторно-кратковременном (S3) н перемежающемся (S6) режимах. Возможно использование этих двигателей в режимах S2 и S4.

Двигатели имеют степень защиты 1Р44, выпускаются в диапазоне высот оси вращения 71-250 мм на синхронные частоты вращения 3000, 1500, 1000, 750 об/мин и соответствл ют требованиям ОСТ 16.0.510.026-75.

Номинальные мощности двигателей относятся к повторно-кратковременному режиму с продолжительностью включения ПВ-40%. Шкала мощнеетей, шкала установочны.ч размеров и н\ взаимная увязка могут быть найдены из табл. 2.4 основных технических данных. Мощности двигателей н их энергетические показатели, в ре/кнмах с отличной от 40% продолжительностью включения приведены в табл. 2.5, пусковые свойства - в табл. 3.4.

Двигатели с повышенным скольжением унифицированы с основным исполнением по всем конструктивным и активным элементам, за исключением беличьей клетки и в ряде случаев - параметров обмотки статора (см. табл. 6.4).

Ротор двш.ателей с высотами осн вращеипя свыше 100 мм и ряда двигателей меньших высот заливается сплавом повышенною сопротивления (12-15 мкОм-м). Начиная с высоты оси вращения 112 мм, двигатели с повышенным скольжением имеют уменьшенное по сравнению с основным исиолненнем сечение стержней роторпой клеткн.

Нагрузки на выступающий конец вала соответствуют приведенным в гл. 4, размеры и масса - приведенным в гл- 5.

Двигатели с повышенным скольжением имеют дополнительную букву «С» после обозначения серии, например, 4АС200Г6УЗ.

Многоскоростные двигатели. Эти двигатели предназначены для привода механизмов, требующих ступенчатого регулирования частоты вращения. Двн1ателн соответствуют требованиям ОСТ 10.0.510.038-78 и выпускаются с высотами оси вращения, указа1П1ыми ниже.

Синхронна: 1500/3000 . 750-1500 . . 10004500 . 750 4000 . . . 500/1000 . . . 1000, 1500/3000 750 4500/3000 750/10004500 750-1000/1500/3000 . SO0 750/1000-1500 .

вращения, об/.,1ин

Высота сен вращенгг,!.-

56-250

90-250

90-200

90-250, 180-250 100-160 100-160 100-250

100 160-250





0 1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

0.0034