Главная Промышленная автоматика.

следует уменьшить амплитуду выходного сигнала генератора с помошью резистора R4. На следующих рис. можно увидеть, почему для испытаний линейности устройств применяется двухтональный сигнал. На рис. 4.4.4, в показан спектр сигнала на выходе ограничителя (рис. 4.3.9). Как видно из рис., после симметричного ограничения синусоидального сигнала, в спектре появляются нечетные гармоники.

-15-

8 12 16 20 24 Hz/100

Рис. 4.4.4, б


Hz/100

Рис. 4.4.4, в

Во МНОГИХ случаях эти гармоники не попадают в полосу рабочих частот устройства и могут быть отфильтрованы. Так, например, происходит в выходных каскадах передатчиков, работающих в режиме класса В и С при амплитудной или частотной модуляции. На рис. 4.4.4, г показан спектр сигнала на выходе того же ограничителя при двухтональном сигнале. Как видно из рис., появилось множество сигналов и спектр стал практически сплошным. Некоторые сигналы попадают в полосу рабочих частот, и отфильтровать их невозможно.

Для обеспечения минимальных побочных излучений выходной каскад SSB передатчика должен работать в линейном режиме. Проверку линейности и проводят с использованием двухтонального генератора. Методика измерений описана в литературе[4].

Для получения лицензии (3, 2 и 1-й категории) на эксплуатацию любительской КБ радиостанции требуется уметь принимать на слух и передавать телеграфные сигналы, Телеграфная радиосвязь обладает наибольшей помехозащищенностью и эффективностью. В условиях ограниченной мощности и высокого уровня помех на любительских диапазонах телеграфная связь часто бывает единственно возможной. Иногда



при телефонной связи в условиях помех трудно принять ключевую информацию, и тогда на помощь приходит телеграф, если, конечно, корреспондент им владеет.


Рис. 4.4.4, г

0,033

R3 ЮОК

DD1,2

R1 18К

DD1.3 К561ТЛ1

0,015

DDI.4

S1J22OK

d=. z±i "Скорость"

Рис. 4.4.5

DD2T К561ИЕ8

VD17 К17

1. VDlO К10 DD3 К561ИЕ8

VD9 К9

VD1 К1

KH1 +12 8

VD1.,.VD17 КД521

DDl.l

Выход

телеграфного сигнала

10 2

Л- С4 0,01

10К "Тон" R4 220К

Телеграфный код разработал в 1838 году американский художник и изобретатель Са-мюэл Финли Бриз Морзе (1791-1872). С тех пор неравномерный код, в котором каждая буква или знак представлены комбинацией коротких (точки) и длинных (тире) электрических сигналов называют азбукой Морзе. При разработке кода было учтено, что некоторые буквы в текстах встречаются значительно чаще других. Поэтому для достижения максимальной скорости передачи информации этим буквам присвоены самые короткие коды. Это обстоятельство учтено и в самых современных видах цифровой связи, например в PSK-31.



Если нет возможности изучить азбуку Морзе на занятиях с преподавателем, то можно сделать это и самостоятельно, используя компьютер и одну из обучающих программ (см. гл. 3). Если нет. компьютера, то можно использовать устройство, схема которого приведена на рис. 4.4.5. Это устройство позволяет запрограммировать воспроизведение телеграфных кодов всех букв и цифр (кроме нуля) и может быть полезно при обучении приему «на слух» телеграфных сигналов. Телеграфный сигнал воспроизводится при нажатии на кнопку KN1.

Как видно из рис., данная схема очень похожа на схему «биппера» (рис. 4.2.1).- В схеме добавлена еще одна микросхема К561ИЕ8, диоды и переключатели. С помощью этих переключателей формируются различные телеграфные коды. Программирование производится в соответствии с табл. 4.2.1. В этой же таблице приведены слова и словосочетания, имеющие одинаковую ритмическую структуру соответствующего телеграфного кода. Прослушивание сигнала от описанного устройства и одновременное мысленное произнесение соответствующего словосочетания значительно упрощают изучение телеграфной азбуки. Необходимо только установить достаточно высокую скорость передачи, чтобы невозможно было считать точки и тире. Каждый телеграфный знак нужно воспринимать и запоминать как мелодию. В свое время автор самостоятельно освоил прием телеграфных сигналов, используя подобное yct-ройство (правда, не электронное, а электромеханическое).

Большую роль играет метод, при помощи которого изучаются знаки Морзе.

Для того чтобы научиться принимать и передавать телеграфные знаки, необходимо достаточно много и регулярно заниматься. Четверть часа в день недостаточно, обучение затянется на многие месяцы, и вы можете потерять всякое желание. Многочасовые занятия тоже не принесут ничего хорошего - наступит переутомление. Так что следует са\10стоятельно определить оптимальное время, которое зависит от личных возможностей. На мой взгляд, ориентироваться можно на ежедневные занятия по одному часу

Не пытайтесь выучить весь код за один день. За одно занятие изучайте не больше трех - пяти знаков. Постоянно пропевайте напевы! При ознакомлении со знаками -вслух. Для быстрого и прочного запоминания неплохо пропевать знакомые знаки при чтении, но пропевайте правильно. Вы можете соверщенно свободно упражняться, пропевая рекламные вывески во время поездок на городском транспорте. Во время начального запоминания знака вы должны слушать сигнал от описанного устройства и произносить напевы вслух, а в дальнейшем напевы произносятся только мысленно и не шевеля языком.

С помощью OHHcaiHioro устройства можно записать на магнитофон тренировочные тексты. Скорость передачи знака "должна быть такой, чтобы было невозможно подсчитать количество входящих в него точек и тире, а паузы между знаками для начала должны быть 3-4 секунды. Тренировочный текст следует составить, как только вы освоите первые несколько знаков, и затем добавлять в него новые знаки по мере их изучения. Изучив все знаки, можно уменьшать паузу между ними и постепенно довести ее до стандартного значения (длительность одного тире).

После изучения букв не спешите сразу изучать цифры и знаки, лучше упражняйтесь в приеме букв и, когда доведете скорость приема до 70-75 знаков в минуту, приступайте к изучению цифр и знаков. Их можно изучать на максимальной для вас скорости. Некоторые знаки не имеют напевов, поэтому запоминайте их как сочетания двух букв, переданных без паузы.





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [33] 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

0.0033