Главная Промышленная автоматика.

Частотные характеристики чувствительности и проникания рекордера SX-68 даны на рис. 4-19.

Ввиду того что резец, являясь элементом подвижной системы рекордера, оказывает влияние на его частотную характеристику, необходимо для каждой модели рекордера применять только те резцы, на которые он рассчитан.

Контроль канала записи. Основными контрольными испытаниями канала механической записи является проверка частотных характеристик записи, переходного затухания, рассогласования каналов, номинальных уровней записи, нелинейных искажений и уровня помех, проводимая по ГОСТ 7893-72 «Звукозапись механическая на диск».

Проверку показателей производят для каждого стереоканала.

Ранее, при магнитных рекордерах, наиболее распространенный способ проверки частотной характеристики канала записи заключался в том, что на лаковый диск сначала производилась запись гармонических сигналов фиксированных частот во всем рабочем диапазоне, подаваемых с неизменным значением э. д. с. от звукового генератора или магнитофона на вход усилителя записи, а затем оценивалась амплитуда колебательной скорости Vq ПО ширинс блика - световой полосы, наблюдаемой на поверхности записанного диска при его освещении параллельным световым пучком.

Для поперечной записи

пЬи ® 60

где b - ширина блика, см; и - частота вращения диска при записи, об/мин.

При стереозаписи 45/45 блик, получаемый от сигнала в одном канале, в У"2 раз шире, чем блик от поперечной записи, выполненной с тем же уровнем, поэтому амплитуда колебательной скорости для данного канала стереозаписи

60 У 2

Метод блика недостаточно точен, особенно на высоких частотах, из-за нечеткого очертания краев световой полосы.

Частотную характеристику канала записи можно также проверять, проигрывая диск с записью на контрольной воспроизводящей установке с известной характеристикой канала воспроизведения.

Однако наиболее точная и быстрая проверка канала записи возможна лишь в том случае, когда он содержит рекордер с обратной связью, как, например, описанные выше динамические рекордеры фирм «Ортофон» и «Нойман». Принцип проверки


<-

jk-Vf.:,--



St"-

- Ч1

.-I *1

можно пояснить, пользуясь структурной схемой, приведенной ранее на рис. 4-2.

На вход предварительного усилителя записи 17 проверяемого канала.от звукового генератора подают сигнал скользящего тона неизменного напряжения в заданном диапазоне частот. Возникающая при этом э. д. с. в катушке обратной связи с рекордера /2 подается на контрольный усилитель 20/к выходу которого параллельно индикатору уровня 15 необходимо подсоединить самописец, фиксирующий суммарную характеристику на бумажной ленте. Эта характеристика при правильно •отрегулированных канале записи и контрольном усилителе должна быть близка к горизонтальной прямой. Собственно частотная характеристика записи получается вычитанием из суммарной характеристики предварительно снятой частотной характеристики контрольного усилителя.

При отсутствии самописца можно заменить его электронным вольтметром, подавая в этом случае на вход усилителя записи 17 сигналы фиксированных частот от генератора или с магнитофона.

Получаемые частотные характеристики сравнивают со стандартной характеристикой записи, совмещая их на частоте 1000 Гц и принимая показания при этой частоте за О дБ.

Снятие частотных характеристик обычно совмещают с проверкой переходного затухания между каналами, которое определяют, как отношение напряжений на катушках обратной связи рабочего и нерабочего каналов стереорекордера [см. формулы (3-8) и (3-9)].

Во избежание смещения или сужения звуковой базы при прослушивании, что снижает стереоэффект, необходимо следить за согласованием каналов как по частотной характеристике, так и-по уровню записи. Рассогласование стереоканалов по ходу частотных характеристик определяют сравнением характеристик левого неправого каналов, совмещенных на частоте 1000 Гц.

Для измерения рассогласования стереоканалов по уровню записи поочередно на левый и правый стереоканалы установки записи подается сигнал 1000 Гц неизменного напряжения от звукового генератора или воспроизводимый с измерительной магнитной ленты. Выраженное в децибелах отношение напряжений обратной связи рекордера, измеренных для правого и левого каналов, на выходе контрольного усилителя, является показателем рассогласования каналов по уровню записи.

Во время записи на диск звукорежиссер определяет уровни записи по световому индикатору имеющемуся на пульте уп-.равления. Постоянная времени индикатора не более 20 мс, время обратного хода не более 1,5 с, шкала прибора от-50 до 5дБ. Перед записью производят проверку показаний индикатора: обычно О дБ полагают соответствующим амплитуде





Рис. 4-20. Структурная схема, используемая для установки уровня механиче

ской записи.

Рис. 4-21. Общий вид резца.

фронтальная ренч-ущая грань; 2- режущее ребро; 3 - полирующая лирующее ребро; v- угол раскрытия (90°); "ф - задний угол (угол

грань;. 4-подточки)

колебательной скорости . 10 см/с при поперечной записи и 7,1 см/с для каждого канала стереозаписи на частоте 1000 Гц.

Этот уровень (О дБ) должен соответствовать определенному номинальному напряжению сигнала той же частоты 1000 Гц, например 1,55 В, поданному на вход усилителя записи 2 с магнитофона 1 (рис. 4-20). Для установки уровня записи используют измерительную пластинку, содержащую запись сигнала 1000 Гц с некоторой известной колебательной скоростью и измерительную магнитную ленту с записью сигнала той же частоты и номинальным уровнем.

При воспроизведении сигнала с измерительной магнитной ленты по индикатору 5, включенному на выходе магнитофона, устанавливают показание О дБ, после чего индикатор переключают на выход контрольного усилителя 6.

Следующий этап проверки заключается в том, чтобы при проигрывании звукоснимателем 8 измерительной пластинки получить показание индикатора, соответствующее колебательной скорости записи этой пластинки, что достигается регулятором в усилителе 7 звукоснимателя.

Затем рекордером 3 при воспроизведении сигнала с измерительной магнитной ленты производят пробную запись на лаковый диск и при проигрывании ее звукоснимателем 8 через контрольный усилитель 6 определяют показание индикатора 5. Если оно отличается.от О дБ, то соответственно изменяют усиление в усилителе записи 2 и производят новую запись, повторяя процедуру до тех пор, пока при воспроизведении с лакового диска индикатор не покажет О дБ. Затем приступают к настройке контрольного канала, начинающегося с катушки обратной связи с и усилителя 4. Во время перезаписи с измерительной магнитной ленты регулируют усиление в усилителе 6 так, чтобы индикатор уровня показал О дБ. Поскольку это нарушает первоначальную регулировку канала воспроизведения, ее повторяют, воспроизводя звукоснимателем 8 запись с лако-

I Л

К

5;л -

ШУЛ.

ii--:...

1&

(«с

Еого диска и устанавливая при этом показания индикатора О дБ путем изменения усиления в усилителе 7.

В современной аппаратуре записи нелинейные искажения измеряют путем подачи напряжения с катушки обратной связи рекордера ерез контрольный усилитель на измеритель нелинейных искажений.

Наиболее распространенным методом измерения нелинейных искажений является метод гармоник, применяемый в области низких и средних частот; кроме того, используется метод взаимной модуляции. Для контроля в области высоких частот применяется метод разностного тона.

При стереофонической записи необходима также проверка правильности сторон и фазирования каналов, которая производится по индикатору фазирования, описанному в гл. 6.

Проверку уровня помех в каналах монофонической и стереофонической записи удобно производить по индикатору уровня, включенному на выходе контрольного усилителя, вход которого соединяется с катушкой обратной связи рекордера с (рис., 4-2). Измерение производится при нарезании немых канавок в лаковом диске в рабочих условиях. Уровень помех электрического и механического происхождения, измеренный таким образом, для современных установок не должен превышать минус 50 дБ относительно уровня, соответствующего амплитуде колебательной скорости 10 см/с при частоте вращения 33 7з об/мин.

Измерение уровня помех позволяет оценить состояние канала записи, качество лакового диска и выбрать оптимальный

подогрев резца.

Ценным преимуществом рекордеров с обратной связью является возможность прослушивания записи одновременно с ее выполнением путем подачи напряжения с катушки обратной связи через контрольный усилитель на контрольный агрегат, После окончания записи она может быть воспроизведена звукоснимателем, установленным на станке записи. Размеры и модуляцию канавок пpoвepяюt в микроскоп, а поверхность диска осматривают невооруженным глазом; признанный годным диск с записью маркируют и направляют в металлизацию.

4-4. Резцы

Форма резца и эксплуатационные требования. Резец для вырезания канавки в лаковом диске несет на себе обмотку подогрева, необходимого для получения малошумной канавки. Резцы изготовляются либо без оправки, как для рекордеров фирмы «Ортофон», либо в металлической оправке - для использования в рекордерах фирмы «Нойман».

Рабочая часть резца показана на рис. 4-21. При записи резец должен быть правильно установлен в рекордере, так, чтобы линия пересечения фронтальной режущей грани резца с пло-





Рис. 4-22. Резец, вырезающий канавку. Стрелки показывают направление дви

жения носителя записи.

Рис. 4-23. Действие полирующих граней резца.

скостью лакового диска проходила по радиусу последнего. Форма резца определяется требуемым профилем канавки и ее максимальной крутизной при записи. Стандартизована запись резцами, имеющими угол раскрытия 7 = 90° с радиусом закругления острия не более 8 мкм для монофонических и стереофонических пластинок. Необходимость придания острию резца некоторого закругления вызвана не только технологией изготовления резца, но и условиями формования пластинок.

Резец, вырезающий канавку, изображен на рис. 4-22. Треугольная форма сечения рабочей части резца выбрана для того, чтобы при больших модуляциях не сминалась уже образовавшаяся канавка. Принимая максимальный угол наклона канавки Р = 34° и задаваясь гарантийным углом зазора ,8=10° на случай возможных кратковременных перемодуляций, находим угол между режущей и боковыми гранями

6 = 90-(Р -8) = 90-(34+10) = 46°.

Меньший угол 6 имеет преимущество в том, что при этом увеличивается гарантийный угол зазора е; однако режущая грань, образованная более острым углом, менее прочна и легко выкрашивается как при изготовлении резца, так и.при записи. В применяемых резцах угол б находится в пределах 40-.50°.

Лаковые диски, в отличие от восковых, при вырезаний канавок резцами с острыми углами i6 имеют шероховатую рваную поверхность среза, вызывающую при воспроизведении большой шум. Для устранения этого недостатка на резце создают дополнительные, так называемые полирующие грани (рис. 4-21),

с помощью которых шероховатость вырезаемых канавок сглаживается.


Si*.--:

it

И;:;."

ii


4i>

l[ 1

Ha рис. 4-23, a показан поперечный разрез резца на уровне

поверхности диска при записи немой канавки. Как видно из рисунка, полирующие грани образуют со стенками канавки уголг], называемый углом сглаживания. Практикой установлено, что оптимальные условия модулированных канавок получаются, если угол сглаживания в немой канавке равен примерно 25°.

Легко представить, что при вырезании модулированной канавки (рис. 4-23, б) угол сглаживания непрерывно меняется, и когда крутизна канавки превышает 25°, полирующие грани поочередно прекращают свою работу. Поэтому воспроизведение будет сопровождаться шумами, изменяющимися в соответствии с крутизной канавки. Для уменьшения этих модуляционных шумов раньше применялись резцы с двумя и более полирующими гранями. При записи такими резцами в зависимости от крутизны канавки каждая стенка полируется то одной, то другой полирующей гранью. Эти резцы, трудные в изготовлении, распространения не получили.

"Резец с полирующими гранями, не имеющий подогрева помимо резания, частично выдавливает массу носителя записи, в связи с чем на краях канавки возникают возвышения так называемые «рога». «Рога» никак не вДияют при непосредственном воспроизведении, так как игла их не касается, но при прессовании пластинок матрицами с такими шероховатостями могут возникнуть вырывы пластиночной массы. Чем шире полирующие грани резца, тем больше высота «рогов»; с другой стороны, уз ки полирующие грани не дают достаточно малошумной канавки. В качестве компромиссного решения применяются резцы с полирующими гранями, ширина которых постепенно сужается от острия резца кверху. Около острия ширина полирующей грани выбирается в пределах от 2 до 5 мкм.

На высоких частотах полирующие грани создают потери в записи. Когда длина волны записи становится соизмеримой с шириной полирующей грани, тогда то, что вырезает передняя режущая грань, в большей или меньшей степени стирается задней полирующей гранью. На рис. 4-24 представлен график, на котором показана Ёеличина потерь при записи в зависимости от отношения ширины полирующей грани / к длине волны Я; за О дБ приняты потери при 1000 Гц.

Поскольку l/X=lf/Vy то потери возрастают с увеличением записываемой частоты f, ширины полирующей грани / и с уменьшением линейной скорости записи V. При ширине полирующей грани 2 мкм запись производится без потерь до 15 000 Гц, но

Рис. 4-24. Потери при записи резцом с полирующими гранями.

C«f - -.-.. С ., 1*"-

Si,;.--.-j.





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [16] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

0.0023