Главная Промышленная автоматика.

ПОЛНОГО диапазона естественных звучаний. Этот диапазон для случая записи симфонического оркестра показан на диаграмме штриховкой около оси ординат. Желательно, чтобы при максимальных сигналах нелинейные искажения микрофонного усилителя не превышали 0,5%, а его собственные шумы были по крайней мере на 10 дБ ниже минимального сигнала. Это требование приводит к тому, что минимальный сигнал на входе микрофонного усилителя должен быть по крайней, мере -ПО дБ при допустимом уровне собственных шумов не выше -120 дБ. Этими соображениями определяются начальные и конечные точки диаграммы уровней сигналов максимального, среднего, минимального и уровня шумов для микшерного пульта. Отрезки линий между начальными и конечными точками определяются действием микрофонного и линейного усилителей, индивидуального (ИР) и общего (ОР) регуляторов уровней и разделительных резисторов между ними.

Микрофонные усилители ставятся до регуляторов, так как напряжения микрофонов очень малы и если их подать непосредственно на индивидуальные регуляторы уровня, то при регулировании неизбежно возникнут помехи.

Для снижения помех и для достаточного запаса регулирования на входе регулятора ЯР при среднем уровне следует иметь примерно -20 дБ; исходя из этого на диаграмме уровней усиление микрофонного усилителя выбрано +60 дБ. Для

X f- г \----

50 дБ. Таким обра-

линейного усилителя усиление выбрано

зом, выходной уровень -8 дБ будет получен при введении затухания -40 дБ промежуточными звеньями пульта. Обычно для эффективной маскировки Шумов регуляторы ИР устанавливают в положение меньшего затухания, чем регулятор ОР, как это изображено на диаграмме. Верхняя и нижняя кривые рис. 4-1 показывают распределение уровней для максимального и минимального сигналов. Уро;вёнь шумов лежит на 10 дБ ниже минимального полезного сигнала.

С выхода микшерного пульта сигнал поступает на усилитель записи магнитофона. Для записи и перезаписи применяются только студийные магнитофоны, качественные показатели которых выше или по крайней мере равны показателям канала механической записи. Запись ведется при скорости ленты 38,1 см/с, так как меньшая скорость не обеспечивает требуемого качества и, кроме того, при малой скорости затруднен монтаж фонограммы.

В оборудовании записи к магнитофонам предусматриваются шумоподавители - компандеры; они необходимы в многоканальной технике, при которой шумы нарастают с каждой перезаписью в процессе сведения в окончательную фонограмму. !

- Процесс сведения является задачей второго этапа. Окончательная фонограмма.может быть двухканальной стереофонической, квадрафонической или монофонической. Процесс сведения

УМ

- п

Ж

•да

Л

.ИТ*

- .-I

,. -.>4J

y-i-

vrii:-----:- :

ms:y-

m-xy,. Шх

.r-i--

Wy i ШУ

1

"р:УУ- i;

дай* " Ум Tii*--"..

ШууЧуу-



каналов сложный, он осуществляется рядом последовательных группировок каналов, каждый раз путем перезаписи на магнитную ленту с применением компандера. Компандер состоит из компрессора, включаемого в каждый канал записи, и экспандера,-включаемого в каждый канал воспроизведения. Практика показала, что если многодорожечную запись на магнитную ленту вести без компандера, то шум при сведении каналов в окончательную фонограмму будет возрастать с их числом, так, например, он увеличивается на 9 дБ при 8 каналах; с увеличением числа исходных каналов прирост шума происходит менее интенсивно-при" 16 каналах шум возрастает примерно на 12, а при 24 каналах на 14 дБ. л

Большое распространение получили компандеры Долби. Способ шумоподавления, использованный Долби, по существу, отличается тем, что шум подавляется только при тихих сигналах, которым он сильно меьпает; для этого при записи тихие сигналы усиливают, а громкие оставляют без изменения. В результате динамический диапазон записи оказывается ском-прессированным. При воспроизведении экспандер понижает уровни тихих сигналов до первоначальных значений и при этом одновременно подавляются шумы ленты. Таким образом восстанавливается динамический диапазон звучания с улучшенным отношением сигнал/шум.

Существуют и другие способы шумоподавления, например способ dbx, разработанный в США. При нем сжатие динамического диапазона записи на магнитную ленту осуществляется регулированием не только слабых, но и сильных сигналов. Это позволяет сократить динамический диапазон "в децибелах в 2 раза, т. е. больше чем при шумоподавителе Долби, и дает поэтому лучшее использование площади лакового диска.

Обычно по технологическим причинам перезапись на лаковый диск (третий этап процесса) осуществляется не с оригинала записи на магнитной ленте, а с ее первой копии -так называемого корректированного дубля. При изготовлении последнего может быть при необходимости внесена дополнительная коррекция и осуществлен монтаж. Для слухового контроля производимой записи и для прослушивания записанных фонограмм служит контрольный агрегат -громкоговоритель с усилителем, смонтированные вместе в специальном ящике.

Для правильного суждения о звучании качественные пока* затели контрольного агрегата должны быть очень высоки.

В настоящее время, когда запись производится в диапазоне частот не уже 20-20 000 Гц, в контрольных агрегатах применяют несколько громкоговорителей с разделительными фильтрами. Каждый громкоговоритель или группа однотипных громкоговорителей предназначается для определенной узкой полосы частот, в то время как все они вместе воспроизводят звук в полном диапазоне частот.

ШУМ!:



4-2. Перезапись с магнитной фонограммы на диск 1

В механической записи для пластинок любого вида -стереофонических . двухканальных и четырехканальных, а также монофонических, используется стереофоническое двухканальное оборудование. Поэтому, чтобы записать четырехканальную сте-реопластинку двухканальным стереорекордером, необходимо предварительно преобразовать сигналы четырех каналов, воспроизводимые с квадрафонической магнитной фонограммы в кодированные сигналы двух каналов. При воспроизведении используется двухканальный звукосниматель, а исходные четыре сигнала восстанавливаются с помощью декодера (см. гл. 7).

Двухканальная стереофоническая магнитная фонограмма может быть использована для записи монофонических пластинок. В этом случае оба стереосигнала с магнитной ленты предварительно пропускаются через сумматор, формирующий два одинаковых синфазных сигнала, которые и записываются стереорекордером в виде поперечной записи. Аналогично производится перезапись и с монофонической магнитной фонограммы.

Нарис. 4-2 показана упрощенная структурная схема оборудования для перезаписи со стереофонических магнитных фонограмм на лаковый диск, а также и с монофонических магнитных фонограмм.

Для воспроизведения записи магнитной фонограммы 1 служит стереофонический магнитофон с двухдорожечными блоками воспроизводящих головок 2 и управляющих 3. Сигналы от блока воспроизводящих головок 2 после усиления и частотного предыскажения в усилителях записи 11 записываются рекордером 12 На лаковом диске.

Блок головок 5 предназначен для получения управляющих сигналов с целью заблаговременного регулирования шага записи и глубины погружения резца рекордера в соответствии с амплитудами записываемых сигналов.

•Управляющие головки стоят по ходу ленты раньше воспроизводящих. Время пробега ленты между блоками головок выбирается равным времени пол-оборота лакового диска.

Сумма сигналов левого и правого каналов Л + В, определяю-

щая поперечную модуляцию канавки, используется для управления шагом записи, а разность тех же сигналов Л-В, определяющая глубинную модуляцию, управляет заглублением канавки.

Для получения суммы и разности сигналов левого и правого каналов обычно применяется трансформаторный или мостико-вый преобразователь 7.

Регулировка и контроль шага записи производится электроприводом 9, содержащим электронное устройство с измерительным прибором и двигатель постоянного тока, соединенный

i......

lJ-!..--* - ч

УУ1-\:;


фШ :

It:-;----

ШШГ~

:

Шш--

I

Wr- -Ш Ы.ш-- .

ШУ.

ШШ

fei-U-

si::

Шу-ш Ш4ш\-

fft

Шш •

t-tv.-.-,

myt- .

Щшш--

<

1 - J


Рис. 4-2. Структурная схема оборудования для перезаписи на лаковый диск.

/ - магнитная фонограмма; 2 - воспроизводящая головка; 5 -управляющая головка; 4 - усилители воспроизведения; 5 - частотные корректоры; 5 - регуляторы уровня;, 7 преобразователь; 8 - электропривод, управляющий заглублением резца; 9 - электропривод, управляющий шагом записи; 10 - электропривод для служебных канавок; - усилительные блоки; /2 - стереорекордер; /5 - переключатель; /4 - контрольный агрегат для прослушивания; 75 - индикатор уровня; /5 - звукосниматель; - предварительный усилитель записи; /5 - оконечный усилитель;. /5 - усилитель обратной связи;

20 - контрольный усилитель.

С червячным ВИНТОМ, перемещающим рекордер. При нарезании слуебных канавок (вводной, выводной, соединительных) червячный винт управляется от электропривода УО.

Регулирование и контроль заглубления канавки производятся электроприводом 8. Управляющий сигнал Л -В подается, кроме того, на электропривод 9 для необходимого раздвижения канавок при больших вертикальных модуляциях. , Иногда приходится перезаписывать магнитные фонограммы с неправильным балансом низких и высоких частот. Для исправления таких записей предусмотрены частотные корректоры 5. Коррекция должна производиться одновременно и одинаково как в основных, так и в управляющих каналах. То же самое относится и к изменению усиления в каналах с помощью регуляторов уровня 6.

Электрические сигналы Л и В с выходов регуляторов уровня поступают на усилительные блоки 11, к выходу -которых подсоединены катушки возбуждения в стереорекордера.

Каждый блок состоит из предварительного усилителя записи У 7, оконечного усилителя 18, усилителя обратной связи 19 и контрольного усилителя для прослушивания 20, Записываемый сигнал подается на усилитель У7, в котором с помощью фильтров формируется частотная характеристика канала записи в соответствии со стандартом. Выход этого усилителя подключен к оконечному усилителю. Сюда же подключен и выход



усилителя обратной связи. Мощность оконечного усилителя выбирается со значительным запасом по сравнению с мощностью, необходимой для раскачки рекордера.

Поскольку все современные рекордеры имеют электромеханическую обратную связь, контроль качества звучания и уровня записи ведется с катушек обратной связи с рекордера. Тем самым производится контроль не только усилителей записи, но также рекордера, резца и лакового диска; прежде, до применения рекордеров с электромеханической обратной связью, таких возможностей не имелось.

Прослушивание осуществляется через контрольные усилители с корректирующими фильтрами и стереофонический контрольный агрегат 14. В сомнительных случаях для выяснения причин неудовлетворительного звучания переключатель 13 позволяет сравнить сигналы на входе усилительного блока с сигналами, получаемыми от катушек обратной связи рекордера. /

Этот же переключатель дает возможность сравнить по индикатору 15 уровень записи магнитной фонограммы и уровень записи на диске. Индикатор устроен так, что измеряет наибольший из уровней записи в обоих каналах. С помощью кнопок подача сигналов на индикатор может, кроме того, производиться только с одного левого или одного правого канала.

Звукосниматель /5, расположенный на станке записи, позволяет прослушать уже записанный диск. Высокие качества этого звукоснимателя обеспечивают сохранность канавки, в связи с чем проигранный диск может идти в дальнейшее производство.

Для производства монофонической поперечной записи на диск путем перезаписи со стереофонической магнитной фонограммы сигналы А и В перед подачей на блоки 11 преобразовываются в два суммарныхсигнала Л+В (блок преобразования на рисунке не показан). Управление заглублением канавки выключается. В результате поступления в катушки возбуждения стереорекордера одинаковых синфазных сигналов на диске образуется поперечная запись.

Указанные на рис. 4-2 блоки, кромеконтрольного агрегата, расположены в микшерном пульте, усилительной стойке и на станке записи. Обычно на пульте, за которым работает звукорежиссер, сосредоточены приборы для оперативного регулирования и контроля записи (частотные корректоры, регуляторы уровня, баланса, индикатор уровня и др.), а также магнитофон. В станке записи, помимо рекордера и звукоснимателя, смонтированы электроприводы с выведенными на переднюю панель ручками для регулировки и контрольными приборами для установки оператором нужного режима записи (частоты вращения лакового диска, ширины и глубины канавки, шага записи, тока подогрева резца и др.).


за

Агат,: •

1й -.

.да-.-

Щу-.-

Ни-...-- .v .

:...: У :

ЩГ-у-

miX:y



Pric 4-3 Структурная схема стереоустановки для двухканальной механиче * ской записи на диск фирмы «Ортофон» (показан один канал).

ШШМ-У

На основании длительного эксплуатационного опыта и технических достижений в электронике датская фирма «Ортофон» модернизировала оборудование для механической записи. Были разработаны новые модели усилителей на транзисторах с дополнительными блоками для контроля и управления процессом записи, новыерекордеры для двухканальной стереофонической и квадрафонической записи. По сравнению с вышеописанной установкой для записи на диск,более поздние модели отличаются повышенной выходной мощностью, расширенным частотным диапазоном записи при меньших нелинейных искажениях и имеют ряд эксплуатационных удобств.

Структурная схема такой стереоустановки модели G0741 показана на рис. 4-3.

Питание обоих стереоканалов установки G0741 подается от выпрямителя GE741, содержащего соответственно два симметричных блока, работающих от сети переменного тока 50-60 Гц напряжением 220 или ПО В и дающих стабилизированные, электронно регулируемые напряжения ±40 и ±15 В.

Сигнал для записи через симметрирующий трансформатор / поступает на входной усилитель 2. В этих двух звеньях формируются характеристики записи согласно Публикации 98 МЭК с пострянными времени 75, 318, 3180 мкс. Корректор 3 исполь-





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

0.0036