Главная Промышленная автоматика.

в характеристиках при их совмещении на частоте 1000 Гц и определяется соответственно наибольшей разностью ординат в децибелах. Чтобы избежать «перескакивания» источников звука, частотные характеристики каналов рекомендуется выравнивать

до 2 дБ.

Очевидно, что значительные разбаланс каналов и их рассогласование по частотным характеристикам могут привести к полной потере стереоэффекта.

Фазирование каналов. При стереофонической записи и при ее воспроизведении существенно, чтобы каналы между собой были правильно сфазированы. Включение каналов в противо-фазе приводит к неправильному восприятию стереофонии, однако эту ошибку трудно обнаружить на слух, посксгльку эффект пространственного звучания весьма разнообразен, Характер искажений, вносимых неправильной фазировкой, можно уяснить из табл. 3-6, ,

Таблица 3-6

Восприятие звучания

Источник звучания

при неправильной фазировке

При правильной фазировке

Оратор в середине эстрадшвг

Говорящий где-то вдалеке, его местоположение неопределенно; впечатление,что он говорит нечетко

Говорящий явно в середине эстрады перед слушателем, речь четкая

Нет слитности звучания, как

Хор перед слушателем

будто хор разделен на две группы по обе стороны от слушателя

Оркестр

Оркестр кажется «растянутым по ширине», иногда с зоной молчания в середине, нет четкой направленности отдельных инструментов и слитности звучания

Ощущается собранность оркестра, определенная стабильная расстановка инструментов

При записи слуховой контроль фазирования приходится ijo-этому дополнять объективным контролем по индикатору фазирования (см. гл. 6).

Согласно международному стандарту на механическую-вух-

канальную стереозапись с ориентацией 45/45, фазирование каналов записи считается правильным, если двум акустически синфазным сигналам одинакового уровня, воздействующим на микрофоны обоих каналов, соответствуют поперечные колеба-

...... 3

.I :

Щ

В

: Ук

ЩМД-

Hi,.- .

ния резца; при неправильном фазировании эти сигналы будут фиксироваться в виде глубинной записи. В первом случае на экране индикатора фазирования должна наблюдаться горизонтальная, а во втором - вертикальная световая полоса. Если фазирование неправильно, переключают вход одного из каналов записи.

€У:-: -:

Ш1-.у

at, .-Г

В*У---

."7 {f

-•7-

ШУ У Щt:--

туус\

шу-г-

ту--: тШДу

Обычно для проверки фазирования вместо подачи акустических сигналов на входы обоих каналов записи одновременно подаются напряжения с выходов стереомагнитофона, на котором воспроизводится измерительная лента с монофонической записью.

Для проверки фазировки каналов воспроизведения проигрывают стереозвукоснимателем монофоническую пластинку с поперечной записью и наблюдают положение световой полосы на экране индикатора фазировки, который подключен к выходам каналов воспроизведения.

Переходное затухание между каналами. Проникание сигналов из одного канала в другой искажает .стереозвучание и в предельном случае -при полном взаимном проникании сводит звучание, к монофоническому/В зависимости от характера проникания искажения проявляются в изменении протяженности звуковой базы (сужении или расширении), в ее сдвиге направо или налево или одновременно в изменении протяженности и в сд]виге. В связи с этим проникание ограничивают нормами, оценивая его показателем, который называется переходным затуханием [Публикация 50(806), МЭК, 1975].

В двухканальной стереофонии переходное затухание при проникании сигнала из правого канала в левый, дБ,

201g

(3-8)

т-уу

ЩУГУ

Аналогично переходное затухание из левого канала в правый:

= 201g

при проникании сигнала

(3-9)

Здесь Ur и Ui

Щ[...


УУ\ ШУ1

ШШуу \

ШШу- -

- напряжения, измеренные соответственно на выходе правого канала, по которому передают сигнал, и на выходе левого канала, в который этот сигнал проникает. Подобный же смысл имеют значения (/ь и Ur. Обратная величина переходного затухания называется уровнем проникания.

В квадрафонии, кроме того, таким же образом определяют переходное затухание между двумя задними каналами и между каждой парой левых и правых каналов.

В профессиональной аппаратуре механической двухканальной стереозаписи переходное затухание между каналами находится в пределах 30-35 дБ. Эта сравнительно высокая норма позволяет установить доступную норму для аппаратов воспро-



изведения. В лучших из них переходное затухание на частоте 1000 Гц равно 25-20 дБ; с повышением и понижением частоты переходное затухание обычно уменьшается. В воспроизводяи;их аппаратах широкого применения стремятся выдержать норму 15 дБ в полосе 300-7000 Гц.

Кроме того, в той же Публикации МЭК предлагается показатель разделения каналов, оцениваемый по формуле

D-201g

(3-10)

Оба напряжения U и Un измеряются последовательно на выходе одного и того же канала, при этом f/ -напряжение при воспроизведении полезного сигнала, поданного на данный канал, а С/п-напряжение, проникшее в этот же канал, когда воспроизводится запись другого канала; при этом сигналы записаны поочередно по одному и другому каналу и одинаковы по

уровню и частоте. - -

Причина проникания междух каналами записи заключается в отличии угла между осями модуляции рекордера от номинального значения 90°. Проникание между каналами воспроизведения возникает из-за несовпадения осей чувствительности звукоснимателя с осями модуляции. Оси модуляции "представляют собой направление составляющих колебания резца рекордера, аналогично оси чувствительности являются направлениями составляющих колебания иглы звукоснимателя.

Угол раскрытия резца и его несимметричность не сказываются на проникании.

Несовпадение осей чувствительности с осями модуляции может происходить из-за сдвига их в одной плоскости, а также из-зк поворота и наклона плоскости одних осей относительно плоскости других осей.

При квадрафонии переходное затухание, которое может быть достигнуто между каналами, зависит от выбранного способа записи-воспроизведения. Ориентировочной нормой в аппаратах воспроизведения, при которой достаточно хорошо ощущается квадрафонический эффект, можно считать 20 дБ. Эта норма увязывается с ограничениями, вносимыми звукоснимателями, лучшие модели которых имеют переходное затухание между каналами обычно не выше 25 дБ на средних частотах и меньшие значения по краям частотного диацазона.

Нормы по показателям, приведенным в Данной главе, отражены в ГОСТ, относящихся к области механической записи и ее воспроизведению, с учетом рекомендаций МЭК.


Глава четвертая

ЗАПИСЬ

ш

11 д

..Т"г

11

pa--

ii?.j-ir- -.-1

ЩХУ

ф-У-У:

wx X

йй;/-тл-:Г".

g-.v- .-,1 .

ХХж :v.-.: да:;:-!--- •


4-1. Студийная запись на магнитную ленту

~ Современный технологический процесс механической записи для грампластинок состоит из трех основных этапов: первый - студийная запись на магнитную ленту, второй - обработка выполненной записи, третий - перезапись с магнитной фонограммы на лаковый диск.

С развитием стереофонии в практику студийной записи вошла многоканальная техника, для которой применяется оборудование, содержащее 8, 16 каналов записи и более. Это вызвано тем,* что непосредственная двух- или четырехканальная запись, необходимая для грампластинок, имеет ряд недостатков: для получения хорошего качества звучания требуется помещение с оптимальными акустическими характеристиками, что не всегда выполнимо; трудно добиться музыкального баланса и акустического баланса - это требует многократных проб по размепению исполнителей и микрофонов с повтором каждый раз записи всего ансамбля, что, естественно, утомляет его участников. В случае ошибки хотя бы одного из них ансамбль в целом должен быть записан заново.

Эти основные недостатки устраняются при многоканальной технике записи. Количество каналов выбирается звукорежиссером в зависимости от характера записываемого произведения, сообразуясь с их наличиемв оборудовании. Звукорежиссер разделяет ансамбль на отдельные исполнительские группы, каждая из которых записывается с предусмотренного микрофона на свою дорожку магнитнЬй ленты; при этом.во избежание акустического взаимодействия- между группами их размещают в отдельных боксах или перегораживают щитами, а также применяют остронаправленные микрофоны.

Для двухканальной стереофонии каждая исполнительская группа записывается на две дорожки широкой магнитной ленты и полученная таким путем многодорожечная запись последовательным сведением каналов (перезаписью) приводится к требуемой двухдорожечной записи на узкой магнитной ленте; кроме того, при перезаписи может быть включена дополнительная компонента, например запись солиста, выполненная в другое время и в другом помещении.

Надлежащего баланса оркестровых групп и солистов в ансамбле звукорежиссер добивается в процессе сведения каналов, при этом он имеет возможность ввести искусственную реверберацию и другие коррекции. Полученная в результате чдвуорожечная магнитная фонограмма используется в перезаписи на диск для двухканальных стереопластинок.

Заказ № 645





+12ДБ (3,1 В)

~8дБ(0,ЗГВ)

-28дБ(37мВ)

-38дБ УроВвнь шума "ыходной уровень -28дБ)

-68дБ Уровень шума, (выходной уровень Н2дБ)

Рис. 4-1. Структурная схема студийной аппаратуры (один канал)

альныереглясры 5 - частотные корректоры; 4 - индивиду-

7 « линекй у/илитеГГ. ма?ГиГфГ„сГмпр1с%Г кТ t"sfcnS

индикатор уровня; - контрольный агрегат! ~

Аналогично выполняется и четырехдорожечная запись на магнитную ленту для квадрафонических пластинок

Следует заметить, что многоканальная техника требует от звукорежиссера высокой музыкальной эрудиции в сочетании с достаточными знаниями техники звукозаписи

схем?гГп.а аппаратных дает структурная

схема рис. 4-1. Для упрощения показан один канал записи

1?ипГ™ """ Р" микрофонов. Эта схема oTpaS в нрю ципе устройство каждого канала стереофонической записи, дая 66

""6

"

,ШУУ:

, .sr.-.. ;.

Si-- -I i - . "

WiyX---

ту--у-

iyyv-Щ:У-

\ШУУ-

ШУ\ ШУ[

Шуу--

it-,г,- ; j


,f-V.i : "J.

Ш-Пш

0:У-Уь

ШУуГУУ-

ту<$у

которой используется стереофонический микшерный пульт и стереомагнитофон. >

Дополнительный вход- Л позволяет при необходимости «подмешивать» в запись различные шумовые эффекты, воспроизводимые с грампроигрывателя или другого магнитофона; к этому же Ёходу может быть присоединена внешняя линия для записи по трансляции. Контрольный агрегат /О и индикатор уровня Р могут подключаться к.входу или выходу магнитофона. ,

Благодаря широкому применению транзисторов электронные блоки компактны; они встраиваются в усилительные стойки, микшерные пульты, магнитофоны, станки записи - на разъемах, что облегчает их замену.

Микрофонные и линейные усилители, корректирующие контуры, регуляторы уровня и индикатор уровня, а также вспомо-тательные органы управления, коммутации й контроля сосредог точены в специальном столе - микшерном пульте, за которым работает звукорежиссер, ведущий запись. Кроме того, в пульте имеется переговорное устройство для связи с исполнителями в студии и предусмотрено место для нот, по которым звукорежиссер следит за записью. В аппаратной микшерный пульт устанавливается так, чтобы звукорежиссер имел возможность наблюдать исполнителей через смотровое окно в студию.

Ориентировочная диаграмма уровней в различных точках схемы микшерного пульта показана на рис. 4-1 внизу. Уровни в децибелах по напряжению определены относительно нулевого уровня 0,775 В.

Диаграмму уровней микшерного пульта строят, исходя из напряжений на его входе и выходе, руководствуясь следующими соображениями. Среднее напряжейие, развиваемое наименее чувствительным из современных микрофонов при записи речи,

равно примерно 0,1 мВ. Это дает на диаграмме отправную точку -78 дБ. Максимальный динамический диапазон естественных звучаний, например симфонического оркестра, обычно укладывается в "70 дБ. При. записи на магнитную ленту этот диапазон подвергается сжатию до 40 дБ. Ограничение диапазона сверху вводится во избежание значительных нелинейных искажений, возрастающих с уровнем, а ограничение снизу имеет целью уменьшить влияние помех.

Максимальное напряжение на выходе микшерного пульта должно быть 3,1 В, т. е. +12 дБ. Этот уровень, подаваемый на вход усилителя записи магнитофона, обеспечивает номинальную намагниченность ленты при записи. Средний уровень на входе усилителя записи магнитофона примем на 20 дБ ниже, т. е. -8 дБ, что соответствует напряжению 0,31 В, минимальный уровень при этом окажется равным -28 дБ (0,031 В).

Микрофонный-усилитель работает в довольно трудных условиях, так как его входное напряжение изменяется в пределах





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

0.0034