Главная Промышленная автоматика.


ШЩУМОВА


\ i-Urd j--:.:.. -.>,, .-, . - , - . .

1 9 7 8



Механическая звукозапись

Механической звукозаписью называется такая система записи звука, при которой на движущемся носителе записи в соответствии с записываемыми звуковыми колебаниями вырезается или выдавливается канавка.



Рис. 1-1. Носитель записи.

с немыми канавками; б -с модулированными канавками.

При воспроизведении канавка носителя, движущегося с предусмотренной скоростью, сообщает воспроизводящей игле, опирающейся на стенки канавки, вынужденные механические колебания, соответствующие записанным звуковым колебаниям.

Таким образом, для механической звукозаписи и ее воспроизведения характерно наличие непосредственного контакта между носителем записи и записывающим или воспроизводящим элементом.

Запись для граммофонных пластинок производится на носителе, имеющем форму диска. При записи диск вращается с постоянной угловой скоростью, а записывающему прибору -рекордеру, снабженному резцом, сообщается поступательное движение вдоль радиуса диска от края к центру, в результате чего на диске образуется спиральная канавка.

Канавка, полученная в отсутствие сигнала, называется немой; в любой записи она соответствует паузам между сигналами, кроме того, ею обычно начинается и кончается запись. При записи немой канавки резец не совершает колебаний, поэтому она получается ровной, без извилин, как показано на рис.. 1-1,а. При подаче записываемого сигнала резец приходит

(ЗЙебание и вырезает извилистую канавку; такая модулиро-,,яканавка при поперечных колебаниях резца (т. е. коле-дх вДоль радиуса диска) показана на рис. 1-1,6.

поперечном разрезе (рис. 1-1, а) канавка имеет на поверх-ЩЩбСйтеля ширину а и глубину /i; стенки канавки образуют собой угол 7, который называется углом раскрытия ка-Дно канавки обычно имеет небольшой радиус закругле-Расстояние т между соседними канавками называется Щй записи, а промежуток b между ними-полем. Цйханйческая запись может производиться не только при Шрёчных колебаниях резца, совершаемых параллельно пло-рсти носителя,.но и при глубинных колебаниях перпендику-5но носителю, а также при комбинированных, т. е. поперечно-PlennHbix колебаниях резца.

1-2. Сравнение механической записи с другими системами записи; область применения

§1еханическая запись является первой системой звукозаписи, ИрчйвЩей практическое применение. Благодаря тому что был айден способ массового тиражирования граммофонных пла-тйнок, которые к тому же оказались удобными в эксплуатации, ни получили широкое распространение среди населения, а по-днее стали применяться и в радиовещании. Появление и раз-итие двух других систем записи, фотографической и магнитной, йрйвело к целесообразному распределению областей применения аждой системы записи. Предположения, что магнитная запись вытеснит механическую, не оправдались; в действительности агнйтная запись способствовала совершенствованию механи-еской записи, в частности, долгоиграющая пластинка стала воз-ожной только при замене непосредственно записи с микрофона перезаписью магнитных фонограмм.

Успехи, достигнутые в механической записи, особенно после г., когда появилась долгоиграющая пластинка, ставят ее в один ряд с магнитной по качеству записи, а по распространению среди населения, благодаря дешевизне и простоте обращения с пластинками, механическая запись занимает ведущее место.

\. Высокопроизводительное массовое тиражирование пластинок является неоспоримым преимуществом механической за-" лиси по сравнению с магнитной.

Другим преимуществом механической записи является надежность ее хранения в металлических копиях. В таком виде г запись может сохраняться фактически неограниченное время, что особенно ценно для уникальных неповторимых записей.

Граммофонная пластинка предста:вляет собой открытую фонограмму, и поэтому легко может быть проигран по выбору любой ее участок.



к недостаткам механической записи следует отнести невозможность монтажа фонограммы, практическая невозможность стирания записи для повторного использования носителя и более быстрый износ фонограммы из-за непосредственного контакта канавки с иглой звукоснимателя. Кроме того, механическую запись труднее, чем магнитную, осуществить в домашних условиях, в любительских целях.

По сравнению с механической записью область применения магнитной записи несравненно шире: >магнитная запись испрль-зуется в самых разнообразных областях техники и не только для записи звука.

С развитием магнитной записи граммофонная пластинка заметно утратила свое значение в радиовещании ив основном предназначается теперь для проигрывания в домашних условиях. Главным видом выпускаемых пластинок являются пластинки с музыкальными и литературными записями. Кроме того, выпускаются пластинки -учебные пособия (записи лекций по различным дисциплинам, записи для изучения фонетики иностранных языков, записи процессов из различных .областей техники и медицины), пластинки для демонстрации тех или иных звуковых эффектов в театре, пластинки для игрушек, измерительные пластинки для испытания записывающей и воспроизводящей аппаратуры.

Пластинки с большим успехом используются в концертах звукозаписи, являясь, таким образом, проводником музыкальной культуры: публика имеет возможность прослушать цикл лекций с музыкальным сопровождением или отдельные концерты с граммофонных пластинок, воспроизводимых на высококачественной аппаратуре в специальном зале.

Возможность красивого внешнего оформления пластинок в индивидуальных конвертах или в альбомах делает их вйеш-не весьма привлекательными и, кроме того, интересными как сувениры.

1-3. Обзор развития механической звукозаписи

Разные приемы записи звука. Идеи Кро. Первым аппаратом для записи звуковых кол-ебаний, передаваемых через воздух, был фонаутограф, изобретенный Скоттом в 1857 г. До этого были известны другие способы записи звуковых колебаний -на барабан, на диск, при которых записываемые колебания передавались не через воздух, а посредством механической связи колеблющегося тела с записывающим элементом. Основными частями фонаутографа Скотта были рупор в виде эллипсоида, мембрана, засположенная в его фокусе, соединенное с ней перо и барабан, исследуемый источник звука помещался в другом фокусе эллипсоида; барабан вращался от руки и перо производило поперечную запись царапанием на его цилиндрической поверхности.



рзднёе Кениг заменил в аппарате Скотта эллипсоид пара-AdWj благодаря чему отпала необходимость помещать ис-йк колебаний в определенной точке.

оймо аппаратов Скотта,и Кенига известны и другие, отли-и1я от них в деталях. Характерной особенностью всех этих иШ аппаратов было то,/что получившаяся в них запись не быть воспроизведена, а служила лишь для изучения зву-колебаний посредством визуального исследования фоно-мы. Мы об обратимости записи возникла позднее. [дгя шехштескш записи с последующим воспроизведением а,1ёжит Шарлю Кро. Сущность идеи, изложенной им в ап-Jile77 г., заключается в том, что в результате колебаний брйны получается след, который используется для последую-fo воспроизведения этих колебаний с сохранением их преж-взаимоотношений по длительности и интенсивности, с по-Libid той же мембраны или другой. Записывающим элементом ейя перо или штифт, соединенный с мембраной, которому йется колебательное движение мембраны при воздей-йи на нее звуков. Это колебательное движение регистри-тсшна носителе записи, имеющем форму диска с поверх-ты6, зачерненной сажей, совершающем одновременно враща- ьное и поступательное движения. Образующаяся дорожка иси имеет вид спирали: ровной-при отсутствии вибраций мбраны и зигзагообразной - при воздействии звука. Далее фонограмма должна быть переведена с помощью про-сса фотографического травления на более прочный материал еталл), в котором дорожка записи будет иметь вид углубле-и илц выступов. В зависимости от принятого вида дорожки риси выбирают в качестве воспроизводящего элемента иглу и штифт с выемкой. При воспроизведении носителю записи Хобщают ту же скорость движения, что и при записи, i В заключение Кро отмечал, что при записи на диск часть его теерхности у центра не используется и предпочтительнее потому применять запись по винтовой линии на барабане и что у последнюю задачу он старается разрешить практически. Таим образом, Кро дал идею воспроизведения звука, запись ко-Ьрого на диске образует механическую поперечную фоно-амму, т. е. идею, лежащую в основе современной граммофон-ой пластинки, а также дал идею записи звука на барабане.

Изобретение фонографа и граммофона; аппараты с ленточ-им носителем записи. Первым практически работающим аппа-atoM механической записи-воспроизведения был фонограф, изо-рётенный Эдисоном в августе 1877 г. Эдисон предложил но-ый способ механической записи, а именно глубинную запись ыдавливанием вместо поперечной записи царапанием.

В фонографе Эдисона запись производилась на барабан, бернутый оловянной фольгой. Звуковые колебания улавлива-:лись мембраной, соединенной с иглой, которая выдавливала






[0] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

0.0034