Главная Промышленная автоматика.


Рис. 3.10. Условные знаки для обозначения паяного (а) и клееного (б) соединеиий


Рис. 3.11. Условное изображение зацепления цилиндрическими зубчатыми колесами

(рис. 3.10), который наносят на линии-выноске сплошной основной линией. Обозначение припоя или клея по соответствующему стандарту или техническим условиям приводят в технических требованиях (см. рис. 1.5, 2.17). При необходимости в том же пункте допускается приводить требования к качеству шва.

В конструкциях электроприводов широко используются различные типы механизмов для преобразования движения. Наиболее часто встречаются зубчатые и червячные передачи. Условные изображения зубчатых и червячных передач на чертежах сборочных единиц устанавливает ГОСТ 2.402-68 (рис. 3.11...3.13).

Зубья зубчатых колес вычерчивают только в осевых разрезах. В остальных случаях изображаемые детали ограничивают поверхностями


Рис. 3.12. Условное изображение зацепления коническими зубчатыми колесами


Рис. 3.13. Условное изображение червячного зацепления

выступов. Окружности поверхностей зубьев показывают сплошными основными линиями, в том числе и в зоне зацепления. Делительные окруж- ностн и образующие делительных поверхностей показывают штрих-пунктирными тонкими линиями. Окружности впадин на видах цилиндрических зубчатых колес и червяков Показывают сплошными тонкими линиями, в разрезах - на всем протяжении сплошными основными линиями. При изображении в разрезе зубчатых колес в зоне зацепления зуб одного из колес показывают расположенным перед зубом сопрягаемого колеса. Невидимую поверхность выступов показывают штриховой линией. Штриховку проводят до линии поверхности впадин.

В электротехнических сборочных единицах часто применяют подшипники качения. Стандартные подшипники разделяют по форме тел качения на шариковые, роликовые, игольчатые, по направлению воспринимае-




Рис. З.И. Условное изображение подшипников качения;

а - без указания типа; б - раднальнмА шариковый; в - радиальный роликовый; г - игольчатый; д - раднайьно-упорный шариковый; е - упорный шариковый; ас - роликовый конический

МОЙ нагрузки - на радиальные, ра-диально-упорные, упорные.

Конструктивное изображение подшипника качения в разрезе включает изображение внутреннего кольца, наружного кольца и тела качения с соблюдением размеров (см. рис. 1.1, 3.1).

Упрощенные изображения подшипников качения устанавливает ГОСТ 2.420-69. Если же требуется указывать тип и конструктивные особенности подшипника, его изображают сплошными основными Линиями по контуру в соответствии с его конфигурацией. Сп.пошными тонкими линиями проводят диагонали. Допускается совмещать половину разреза подшипника (относительно оси вращения) с коптурным-1 изображением (см. рис. 3.1).

Упрощенное изображение подшипника должно соответствовать его рабочему положению в сборочной единице.

При необходимости указания типа подшипника в контур упрощенного изображения помещают его условное графическое обозначение по ГОСТ 2.770-68 (рис. 3.14).

3.2. Чертежи деталей

Чертежи деталей относятся к рабочей конструкторской документации. Разработка чертежей деталей изделия осуществляется после разработки чертежа общего вида. Чертежи детали содержат информацию, необходимую для изготовления и контроля деталей. Кроме графического

3 к. к. Александров, Е. Г. Кузьмина

изображения детали иа чертеже приводят все размерц, определяющие геометрическую форму, предельные отклонения размеров, допуски формы и распааожения поверхностей, шероховатость поверхности, сведения о материале, из которого изготавливается деталь, технические требования и др.

Изображение детали выполняется по ГОСТ 2.305-68 (см. гл. 2).

Количество изображений (видов, разрезов, сечений) должно быть минимальным, но достаточным для определения формы детали. Лишняя графическая информация увеличивает трудоемкость выполнения чертежа и затрудняет его чтение.

Очень часто детали, представляющие собой тела вращения, изображаются в одной проекции. В совокупности с размерами такое изображение полностью передает форму детали (см. рис. 1.3).

Расположение детали на чертеже должно быть таким, чтобы давать наилучшее представление о ее форме.

Для деталей, изготавливаемых гибкой из листового материала, бывает целесообразно показать на чертеже развертку детали (рис. 3.15). Развертка выполняется в том случае, когда изображения готовой детали (После гибки) недостаточно для представления о ее действительной форме и размерах.

Совокупность размеров на чертеже детали должна полиостью определять ее форму и быть достаточной для изготовления и контроля. Не следует допускать повторения размеров. Система нанесения размеров должна



SlO-lbnU-JBSV

Rzeo,

180/ ,

v/(/)


Развертка

0,3 max .

Допустимы 1 I местные зазоры \ 0,3 max

Г с

p /

22,8

Ф6 /

2 отв.

7. Размер для справок

2. Предельные отклонения линейных размеров ±0,25 мм, угловых ±0°30

АБВГ.7111Ч1.073

Пит. [масса \Масш.

Разраб.

Провер.

Т.контр.

И. контр.

Утв.

Кольи,о

Лист

1:1 \ Листов 1

Лента 2x100-1-S0HX0-H ГОСТ ют-75

Рис. 3.15. Использование развертки на чертежах

обеспечивать минимальные погрешности при изготовлении. Для этого нанесение размеров следует производить с учетом базирования детали (ГОСТ 21495-76).

Поверхности, линии и точки, принадлежащие детали и используемые для придания требуемого положения в конструкции, при изготовлении и при измерении называются базами. Соответственно различают кон-

структорские, технологические и измерительные базы.

Поверхности и оси, которые определяют расположение деталей и узлов в сборочной единице и от которых зависит качество работы конструкции, составляют совокупность конструкторских баз.

На рис. 3.16 представлен ведомый вал мотор-редуктора. На вал насаживаются шариковые подшипники и





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94

0.0036